ЗАДАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

7 апреля состоится интерактивное занятие в формате теле версии "Своя игра" по камандам. Ведущая ст. Саидова З.

Для подготовки к занятию:
1.Повторить темы : право собственности на природные ресурсы и право природопользования!
2. Составить в тетрадях для с/з сравнительную таблицу по формам собственности.

 Образец таблицы


субъекты
объекты
Основания возникновения
Основания прекращения
Гос-ая

федеральная





Субъектов РФ




Муниципальная





частная






Список нормативных актов, которые необходимо изучить для заполнения таблицы.

Нормативно-  правовые акты и литература
1.     Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с послед. изм. и доп. // Российская газета. 1993. № 237.
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. «О недрах» с послед.изм. и доп. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации (далее Ведомости СНД и ВС РФ). 1992. № 16. Ст. 834.
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г.  «О животном мире» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»с послед.изм. и доп. // СЗ РФ.2009. № 30. Ст. 3735.
Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 1). Ст. 5270.
Федеральный закон от 02 июля 2013 г. «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3440.
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г.«О континентальном шельфе Российской Федерации» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.
Федеральный закон от 31 июля 1998 г.«О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г.«Об особо охраняемых природных территориях» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
Федеральный закон от 1 мая 1999 г.«Об охране озера Байкал» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.
Федеральный закон от 05 июня 2012 г. «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике»// СЗ РФ. 2012. № 24. Ст. 3067.
Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г., с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


НАУЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ <*>

М.М. ПРОШУНИН


Прошунин Максим Михайлович, профессор кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, доцент.

Настоящая статья посвящена финансово-правовым вопросам платы за пользование водными ресурсами, находящимися в федеральной собственности. В статье автор предлагает расширить перечень принципов, лежащих в основе установления платы за водные ресурсы. Наряду с признанием публично-правового характера платы за пользование водными ресурсами, автор считает целесообразным использовать договорные конструкции в сфере водопользования. В работе предлагаются изменения ставок платы за водопользование при повышении эффективности использования водных ресурсов, а также усилении государственного контроля в сфере забора воды.

Ключевые слова: плата за пользование водными ресурсами, Росводресурс, неналоговые платежи, публичные платежи, забор воды, ставка платы, государственный контроль, водные ресурсы.

Payment for Usage of Aquatic Objects in Federal Ownership
M.M. Proshunin

Proshunin Maksim M., Professor of the Department of Financial Law of the Russian State University of Justice, Doctor of Law, Assistant Professor.

This article is devoted to financial law issues of charge for use of water resources in federal ownership. The author proposes to extend the legal principles of charge for use of water resources. It is confirmed that the considered charges for use of water resources have public law nature. However, according to the author, it is worth applying agreements to cover use of water resources by individuals and legal entities. Finally, the author proposes to differentiate the amounts of charges depending on effectiveness of use of water and strengthen control over water diversion flow.

Key words: charge for use of water resources, Rosvodresurs, non-tax payments, public payments, diversion flow, charge rate, state control, water resources.

Аксиоматично, что вода выступает источником жизни на Земле. Использование водных ресурсов является обязательным условием существования человечества. В связи с этим государство призвано не только регулировать оборот водных ресурсов, но и взимать часть денежных средств с субъектов хозяйственной деятельности за пользование данными водными объектами и направлять их на финансирование общественно значимых расходов, в том числе на восстановление и охрану водных ресурсов.
Наличие платы за пользование водными ресурсами продиктовано общественным (публичным) интересом. В этой связи основными нормативно закрепленными правовыми принципами, лежащими в основе установления платы за пользование водными объектами, выступают: стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов; дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна; равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
Позволим предложить также принцип эффективного использования водных объектов, а также сохранения прежде всего пресноводных объектов как основы жизнедеятельности на планете Земля. На наш взгляд, экономное использование ресурсов не всегда означает эффективность их использования. Здесь важно, чтобы каждый миллилитр водных ресурсов приносил максимальную пользу при его использовании. И не менее значимо обеспечить охрану пресноводного бассейна Российской Федерации, по площади которого Россия занимает одно из первых мест.
Использование водных ресурсов осуществляется на основе договора водопользования, порядок заключения которого регулируется Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2046.

Существенным условием договора водопользования выступает плата за пользование водным объектом или его частью <2>. В соответствии со ст. 13 Водного кодекса Российской Федерации "договор водопользования должен содержать размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы.
--------------------------------
<2> Статья 20 Водного кодекса Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".

При этом размер платы не подлежит согласованию сторонами, так как порядок расчета и взимания данной платы устанавливается Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" <3>.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. II). Ст. 324.

Детально порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 764 "Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" <4>.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 2006. N 51. Ст. 5467.

Правила регулируют расчет и взимание платы по договору водопользования для осуществления забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, использования водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии, использования акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей.
Плата за пользование федеральными водными ресурсами в полном размере (по нормативу 100%) подлежит зачислению в федеральный бюджет бюджетной системы Российской Федерации <5>.
--------------------------------
<5> Статья 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

Отдельно следует рассмотреть Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" <6>, в соответствии с которым устанавливаются коэффициенты к ставкам платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", с округлением до полного рубля.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. II). Ст. 294.

К ставкам платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", с учетом применяемых к ним коэффициентов, и к ставкам платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов, находящихся в федеральной собственности, водопользователями, не имеющими водоизмерительных приборов, применяется повышающий коэффициент 1,1 <7>.
--------------------------------
<7> Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" // СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. II). Ст. 294.

В 2016 году Верховным Судом Российской Федерации рассматривалось дело на основании административного искового заявления ОАО "Интер РАО - Электрогенерация" о признании частично недействующим подп. "в" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности".
Высший судебный орган, правомерно отказав в удовлетворении требований, указал, что "в целях стимулирования рационального водопользования водопользователями, не имеющими водоизмерительных приборов учета воды, забранной из водного объекта, подпунктом "в" пункта 1 оспариваемого Постановления к данным ставкам платы установлен повышающий коэффициент, равный 1,1. Оснащенность хозяйствующих субъектов водоизмерительными приборами является одним из необходимых условий эффективной работы по водосбережению и экономному использованию водных ресурсов, и правовое регулирование ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, рассчитанное с применением повышающего коэффициента, осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем, и соответствует общим принципам водного законодательства" <8>.
--------------------------------
<8> Решение Верховного Суда РФ от 03.02.2016 N АКПИ15-1380 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1509" // СПС "КонсультантПлюс".

Как справедливо подчеркивает проф. А.А. Ялбулганов, принцип платности водопользования является фундаментальным для российского водного права <9>. Например, в судебной практике реализация данного принципа имела место в рамках рассмотрения иска открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Архангельской области о признании незаконными действий Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по отказу в государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам водопользования.
--------------------------------
<9> Ялбулганов А.А. К вопросу о преобразовании системы налогов и сборов РФ // Финансовое право. 2011. N 7. С. 30.

Как указал судебный орган, "пунктом 14 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности использования водных объектов. Суды установили факты прекращения истцом водопользования, отсутствия у него задолженности по договорам и признали дополнительные соглашения к договорам водопользования соответствующими требованиям законодательства, поэтому правомерно удовлетворили заявленные требования" <10>.
--------------------------------
<10> Определение ВАС РФ от 18.04.2012 N ВАС-4028/12 по делу N А05-4316/2011 // СПС "КонсультантПлюс".

Не вызывает сомнений, что в настоящее время плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, выступает финансово-правовым платежом неналогового характера. Аналогичную природу имеют платежи за воду, уплачиваемые на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так, профессор А.А. Ялбулганов, относя к неналоговым публично-правовым платежам плату за пользование водным объектом, несмотря на договорный характер водопользования, правомерно подчеркивает четыре основных признака: обязательная сторона договора - орган власти; ставки платы устанавливаются органами власти; плата устанавливается на основе публичных принципов; доходы поступают в бюджеты бюджетной системы России <11>.
--------------------------------
<11> Ялбулганов А.А. Платежи за пользование природными ресурсами: вопросы правового регулирования. М.: Редакция "Российской газеты", 2016. Вып. 21. С. 5.

Администрирование доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование федеральными водными объектами, регулируется Приказом Росводресурса от 30.09.2010 N 263 "О порядке организации работы по администрированию доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" <12>.
--------------------------------
<12> Рос. газ. 2011. N 25.

Федеральное агентство водных ресурсов выступает главным администратором доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. В рамках своей компетенции Росводресурс осуществляет формирование перечня подведомственных администраторов доходов бюджета, методологическое обеспечение их деятельности, а также контрольные функции в отношении администраторов доходов бюджета.
При этом стороны договора водопользования несут ответственность за исполнение своих обязательств в соответствии с гражданским законодательством. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы за пользование водным объектом. В случае же забора (изъятия) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф за такое превышение в размере пятикратной платы за пользование водным объектом.
Следует согласиться с коллективом авторов, которые поднимают вопрос одностороннего характера применения штрафных санкций в рамках администрирования доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. На практике штрафные санкции применяются в одностороннем порядке, так как в условиях договора водопользования предусмотрены штрафные санкции только в отношении водопользователя, что нарушает принцип равноправия сторон <13>.
--------------------------------
<13> Аносова М.М., Аюрова А.А., Беляева Ю.Н. и др. Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: Монография / Отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2015.

Нельзя не согласиться с Н.В. Васильевой, которая отмечает необходимость единого публично-правового регулирования природоресурсных платежей. Как отмечает ученый, данные платежи носят обязательный характер, их поступление в бюджет связано с осуществлением плательщиками деятельности в области природопользования <14>. В свою очередь, Е.Л. Васянина подчеркивает, что попытка применить при регулировании публичных платежей договорный режим будет обречена на неудачу, поскольку во всех случаях применение гражданско-правовых механизмов будет блокировать возможность применения мер государственного принуждения <15>.
--------------------------------
<14> Васильева Н.В. Природоресурсные платежи как вид бюджетных доходов // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 12. С. 55 - 64.
<15> Васянина Е.Л. Вопросы взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду // Налоги. 2014. N 4. С. 40 - 44.

Но, соглашаясь с указанными авторами, нельзя забывать и том, что договорные конструкции позволяют эффективнее защищать права и законные интересы пользователей публичных услуг. В этой связи использование договорных конструкций могло бы несколько смягчить властный императив, который по умолчанию обеспечивается в рамках неналоговых публичных платежей присутствием в качестве обязательного субъекта органов государственной власти, установлением размера платы в одностороннем порядке, публично-правовыми принципами, лежащими в основе неналоговых платежей. Так, например, в ранее упомянутом случае необходимо установить ответственность органов государственной власти за своевременное подписание дополнительных соглашений к договору водопользования.
Рассматривая виды судебных разбирательств, связанные с платой за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, следует выделить несколько категорий судебных дел.
Первой категорией дел выступают дела о взыскании задолженности по внесению платы за пользование водными ресурсами. Так, например, Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.03.2015 N Ф03-727/2015 по делу N А51-15998/2013 был установлен факт нарушения обществом обязательств по внесению платы по договору водопользования. На основании данного факта суд, руководствуясь п. 14 ст. 3, ст. 20 Водного кодекса РФ, удовлетворил исковые требования департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды о взыскании с общества задолженности по спорному договору водопользования <16>. Определением Верховного Суда РФ от 20.07.2015 N 303-ЭС15-7176 также было отказано в передаче дела N А51-15998/2013 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства <17>.
--------------------------------
<16> СПС "КонсультантПлюс".
<17> СПС "КонсультантПлюс".

Второй категорией дел выступают дела, связанные с определением ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Так, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10.02.2015 N Ф09-9987/14 по делу N А71-11797/2013 суд отказал в удовлетворении исковых требований предприятия к Бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов структурного подразделения отдела водных ресурсов по субъекту РФ о понуждении внести изменения в договор водопользования на забор (изъятие) водных ресурсов посредством заключения дополнительных соглашений в связи изменением параметров водопользования. По мнению предприятия, в объем воды, поставленной населению, должны включаться расходы воды на технологические нужды и потери воды при ее транспортировке.
Суд указал, что ставки платы за пользование водными объектами дифференцированы в зависимости от речного бассейна. Исключительно для забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов для водоснабжения населения ставка платы установлена независимо от речного бассейна. Использование водных ресурсов на технологические нужды предприятия и потери в водопроводных сетях не являются питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением населения, на которое распространяется указанная льготная ставка <18>. Подтвердил данную позицию и Верховный Суд РФ, который своим Определением от 19.05.2015 по делу N 309-ЭС15-4065, А71-11797/2013 отказал в передаче заявления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ <19>.
--------------------------------
<18> Касенов Р.Б. Подборка судебных решений за 2015 год: статья 20 "Плата за пользование водным объектом" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<19> СПС "КонсультантПлюс".

Третьей категорией дел выступают дела об оспаривании отказа в предоставлении пользователю водного объекта. Так, Определением ВАС РФ от 01.07.2010 N ВАС-8341/10 по делу N А78-4897/2009 в передаче дела о признании незаконным отказа в предоставлении в пользование заявителю водного объекта для пересмотра в порядке надзора отказано, так как не доказано, что спорный водный объект может быть предоставлен в обособленное пользование заявителю, кроме того, акционерное общество, обратившись в министерство с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование, не представило полного пакета документов, обязательность представления которых предусмотрена законом <20>.
--------------------------------
<20> СПС "КонсультантПлюс".

К четвертой категории дел относятся дела, связанные со взысканием штрафов за забор водных ресурсов свыше объема, установленного в договоре водопользования. Определением ВАС РФ от 12.09.2011 N ВАС-11354/11 по делу N А19-21031/10-16 в передаче дела по иску о взыскании штрафа за забор водных ресурсов с превышением объема, установленного договором водопользования, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, удовлетворяя иск, суд исходил из того, что факт совершения указанного правонарушения доказан <21>.
--------------------------------
<21> СПС "КонсультантПлюс".

К отдельной категории дел можно отнести дела, связанные с администрированием доходов от платы за пользование водными ресурсами, находящимися в федеральной собственности. В рамках данной категории дел Определением Верховного Суда РФ от 06.10.2016 N 307-ЭС16-9354 по делу N А66-4744/2015 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что обязанность по принятию мер к возврату излишне уплаченных денежных средств при поступлении заявления водопользователя в случае принятия главным администратором положительного решения о возврате излишне уплаченных сумм возложена на администраторов доходов, которые, в свою очередь, обеспечивают проведение дальнейшей процедуры по возврату водопользователям денежных средств <22>.
--------------------------------
<22> СПС "КонсультантПлюс".

В заключение отметим, что в настоящее время можно говорить о дуалистическом подходе законодателя к построению системы платежей за водные ресурсы, что выражается в наличии неналогового платежа за пользование водными ресурсами в соответствии с договором водопользования и водным налогом, предусмотренным главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В рамках рассматриваемой Правительством Российской Федерации программы по систематизации неналоговых платежей считаем целесообразным сохранить плату за пользование водными ресурсами как самостоятельный вид неналогового публичного платежа, призванный обеспечить стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов, дифференциацию ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна, равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года, а также эффективное использование водных объектов и сохранение пресноводных объектов.
Для целей систематизации неналоговых платежей следует решить ряд вопросов юридической техники. Так, в настоящее время, помимо Водного кодекса Российской Федерации, плата за пользование водными ресурсами регулируется Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" <23>, Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 764 "Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" <24>. Кроме того, ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, регулируются Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" <25>.
--------------------------------
<23> СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. II). Ст. 294.
<24> СЗ РФ. 2006. N 51. Ст. 5467.
<25> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. II). Ст. 324.

На наш взгляд, нет никаких ограничений на объединение указанных норм в рамках одного нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, что, несомненно, упростит правоприменительную практику. Кроме того, именно сейчас в рамках программы кодификации неналоговых платежей данное предложение может быть реализовано. Обратим внимание, что создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к неналоговым платежам Президент Российской Федерации поручил еще в марте 2016 года <26>.
--------------------------------
<26> Базанова Е. Неналоговый кодекс // Ведомости. 2017. 22 марта.

Немаловажно усилить государственный контроль за фактическим забором водных ресурсов, который выступает объектом налогообложения, путем введения обязательного требования об установлении счетчиков забора воды с автоматической передачей информации в Росводресурс. При этом каждый случай объективной невозможности установления измерительных приборов должен рассматриваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, например Росводресурсом, путем наделения его соответствующими полномочиями в рамках Постановления Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" <27>.
--------------------------------
<27> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.

В целях реализации принципа экономного и эффективного использования водных ресурсов следует рассмотреть установление понижающих ставок для организаций и предприятий, снижающих использование водных ресурсов в рамках своих производственных циклов при сохранении объема выпускаемой продукции, оказываемых услуг в рамках трехлетнего и пятилетних циклов.

Литература

1. Базанова Е. Неналоговый кодекс // Ведомости. 2017. 22 марта.
2. Васильева Н.В. Природоресурсные платежи как вид бюджетных доходов // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 12. С. 55 - 64.
3. Васянина Е.Л. Вопросы взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду // Налоги. 2014. N 4. С. 40 - 44.
4. Винницкий А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013. 732 с.
5. Артюхин Р.Е., Богданова А.В., Гинзбург Ю.В. и др. Казна и бюджет / Отв. ред. Д.Л. Комягин. М.: Наука, 2014. 501 с.
6. Касенов Р.Б. Подборка судебных решений за 2015 год: статья 20 "Плата за пользование водным объектом" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
7. Аносова М.М., Аюрова А.А., Беляева Ю.Н. и др. Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: Монография / Отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2015. 269 с.
8. Ялбулганов А.А. К вопросу о преобразовании системы налогов и сборов РФ // Финансовое право. 2011. N 7. С. 29 - 36.
9. Ялбулганов А.А. Платежи за пользование природными ресурсами: вопросы правового регулирования. М.: Редакция "Российской газеты", 2016. Вып. 21. 144 с.


------------------------------------------------------------------


Комментарии