ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЗО

Лекция № 1.  Понятие и система  экологического права.
1.                     Понятие экологического права.
3.                     Система экологического права.
4.                     Принципы экологического права.
 
1. Понятие экологического права.
Формирование экологического права обусловлено появлением экологической проблемы во второй половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. Под воздействием этого в обществе развивается понимание необходимости подчинения своих действий требованиям, способным обеспечить благоприятное состояние окружающей среды как необходимого условия выживания современной и будущей цивилизаций, стабильного и бескризисного развития общества. Целеустремленная деятельность государств по охране природы начинается с конца XIX столетия с практических шагов по охране памятников природы, уникальных, красивых и ценных природных объектов. В этот период по всему миру создается сеть особо охраняемых территорий. В начале XX столетия все возрастающее воздействие приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях - для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов.
Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, которые позднее образовали единое направление под названием «природоресурсовое право». Затем доминирующее значение в обществе приобретают интересы сохранения благоприятной для человека среды жизни. Эти интересы определили развитие правовой охраны природы и природопользования в направлении консолидации и формирования отрасли экологического права. Учитывая, что причины и факторы, обусловившие необходимость охраны окружающей среды не исчезают, а усиливаются, в дальнейшем значение экологического права будет возрастать. Эти причины и факторы включали: рост народонаселения в условиях неограниченного пространства и ограниченных природных ресурсов, рост производственных сил, сопровождаемый усилением вмешательства человека в природные процессы, истощением природных ресурсов, загрязнением природной среды, урбанизация и связанное с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей. Своей целью экологическое право ставит конструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей.
 Экологическое право рассматривается как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.
Экологическое право как комплексная отрасль права представляет собой  совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и человека с окружающей средой. 
Экологическое право как наука представляет собой систему взглядов, мнений, выражающих толкование правовых норм в экономическом, социальном, историческом и политическом аспектах, а также взаимодействие эколого-правовых норм с нормами иных отраслей.
Экологическое право  как учебная дисциплина представляет собой изложение по определенной системе основных положений науки экологическое право.
2. Предмет и методы экологического права.
Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.
Предметом экологического права как отрасли права  являются общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные в праве, предмет современного российского экологического права образуют отношения:
- собственности на природные объекты и ресурсы;
- по природопользованию;
- по охране окружающей среды от разных форм деградации;
- по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Метод правового регулирования представляет собой способ воздействия на участников  общественных отношений.  Основными способами правового регулирования являются:
позитивное обязывание-возложение на лиц обязанности к активному поведению;
дозволение - предоставление лицам права на свои собственные действия;
запрещение-возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода.
Специфика метода обусловлена спецификой предмета экологического права, поэтому комплекс экологических общественных отношений, составляющих предмет экологического права, обусловливает и методы их правового регулирования. 
Метод правового регулирования экологических отношений проявляется, как и в других отраслях права, через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений. 
Императивный метод экологического права – это метод предписаний субъектам правоотношений по выполнению условий охраны, использования и воспроизводства объектов окружающей среды. Он представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, требований, различных лимитов, нормативов,   мер по охране и использованию окружающей среды. Для этого метода регулирования экологических правоотношений характерно наличие элемента власти и подчинения.
Диспозитивный метод экологического права – это способ воздействия, при котором участники экологических отношений выступают как равные субъекты и независимы друг от друга, т.е. основан на равенстве сторон.
В настоящее время регулирование экологических отношений осуществляется путем сочетания императивного и диспозитивного подходов, с преобладанием императивного, что обусловлено тем, что охрана окружающей природной среды - государственная задача, решаемая прежде всего путем установления запретов и разрешений. 
Вместе с тем все большее развитие получают договорные, экономические способы возникновения и регулирования экологических отношений, т.е. применение диспозитивных норм и диспозитивного метода. 
Экологическое законодательство Российской Федерации предусматривает и экономические методы регулирования экологических отношений. Методы экономического регулирования охраны окружающей среды воздействуют на имущественные интересы физических и юридических лиц, деятельность которых влияет на состояние окружающей среды.          К экономическим методам можно отнести:
-     установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
-     установление лимитов на экологически вредную деятельность;
-      предоставление налоговых и иных льгот при осуществлении хозяйственной деятельности с минимальным негативным воздействием на окружающую среду (внедрении наилучших доступных технологий; проектирование, строительство, реконструкция систем оборотного и бессточного водоснабжения и др.)
  Особенным, присущим данной отрасли права методом, считается метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и окружающей среды. Его можно рассматривать как проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, как проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом.
 Метод экологизации включает в себя   следующие элементы:
- закрепление в действующем законодательстве экономически и экологически значимых элементов экологической системы страны, нуждающихся в правовом регулировании;
-  закрепление структуры органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов;
-  закрепление круга экологопользователей;
-  правила экологопользования;
-   установление юридической ответственности за нарушения правил экологопользования.
 
 3. Система экологического права.
Система экологического права представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих отношения в области охраны и использования окружающей среды.  Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений. 
Система экологического права как отрасли права делится на общую, особенную и специальную части.
Общая часть в экологическом праве является основополагающей, которая содержит наиболее важные положения, определения и принципы и оказывает   влияние на формирование состава институтов Особенной части. В состав общей части входят следующие вопросы:
понятие, предмет, методы и принципы экологического права;
полномочия органов государственной власти и муниципальных органов в экологической сфере;
основы управления природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;
экологические права и обязанности граждан и общественных объединений;
право собственности на природные ресурсы;
право природопользования;
экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды;
оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
ответственность за совершение экологических правонарушений и возмещение вреда, причиненного ими.
В свою очередь особенная часть экологического права раскрывает содержание общественных правоотношений, складывающихся применительно к конкретным объектам окружающей среды.  В ее состав входят вопросы:
использования и охраны земель, недр, вод, лесов, животного мира, природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны;
охраны атмосферного воздуха;
соблюдения режима  особо охраняемых природных территорий;
функционирования зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.
В специальной части экологического права  рассматриваются вопросы международно-правового сотрудничества и основы правового регулирования экологических отношений в зарубежных странах.
Наукой экологического права к настоящему времени выработаны определенные основополагающие понятия, смысловые установки которых наполняют содержание экологических правоотношений, формируют поведение их участников. Такие понятия носят название принципов.
Их принято делить на общие (законность, гласность и т.д.), характерные для права в целом, и отраслевые (специальные) принципы, отражающие особенности отраслевого правового регулирования.
Сформулированные в  Законе «Об охране окружающей среды» нормы-принципы являются стержнем всей системы права в данной сфере. Они выражают сущность охраны окружающей среды, основу ее правового регулирования и осуществления. Данные принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в отношениях по охране окружающей среды.
Так, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
- сохранение биологического разнообразия;
- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
-запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Принципы охраны и использования конкретных компонентов природной среды закрепляются также в природоресурсном законодательстве.
 
 
Лекция № 2
 Источники экологического права
1.     Понятие и особенности источников экологического права
Под источником права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. Источники экологического права  представляют собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих экологические правоотношения.
 К ним предъявляется ряд общих требований:
а)    содержание нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды должно согласовываться с нормами Конституции РФ (ст. 15 Конституции РФ);
б)    нормативно-правовые акты должны приниматься уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на их принятие;
в)    форма нормативно-правовых актов должна соответствовать статусу принимающих их уполномоченных органов. Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы; Правительство РФ — постановления и распоряжения; Президент РФ издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие федеральные органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т.п. В противном случае нормативно-правовой акт должен быть отменен;
г)    для того чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят по установленной процессуальной форме правотворчества. Так, например, Конституция РФ считается принятой, если при проведении всенародного голосования за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины всех избирателей (ч. 2, 3 ст. 135).
Не может считаться нормативно-правовым актом решение компетентного органа, принятое по конкретному делу и в отношении конкретных лиц (например, решения правительства о финансировании того или иного объекта, о выделении материально-технических средств на проведение природоохранительных работ и т.п.).
Особенности источников экологического права:
1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;
2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;
3) значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).
 Все источники экологического права можно условно разделить:
 1.     По юридической силе на:
a.     Законы
b.     подзаконные акты
Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом РФ - Федеральным Собранием, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
         Среди законов можно выделить федеральные законы, занимающие верховное место среди нормативно-правовых актов и являющиеся руководящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенствованию экологического законодательства.
Подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.
 
2.     По направленности правового регулирования на:
a.     Материальные
b.     Процессуальные
Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу тех или иных природных объектов. Например, таковыми являются отношения по непосредственной эксплуатации земель, водных объектов, участков леса, выделенных под рубку и т.п.
         Процессуальные источники в отличие от материальных направлены на процедуру обеспечения природопользования, являются формой его обеспечения. Так, для получения земельного участка в пользование законом предусмотрена процедура обращения в местные органы исполнительной власти, оформления землеустроительных документов, выбора места отвода, согласования места отвода участка с заинтересованными лицами и т.п.
 3.     По характеру на:
a.     Кодифицированные
b.     Некодифицированные
 К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена и приведена в соответствие с системой регулируемых отношений систематизация нормативного материала. Такие нормативные акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права. К их числу следует отнести, прежде всего, Закон РФ «Об охране окружающей среды».
         Подавляющее число экологических нормативно-правовых актов относится к числу некодифицированных, они регулируют отдельные стороны сферы природопользования. Систематизация нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, то есть объединения в каком-либо источнике по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов.
 4.       По предмету регулирования:
a.     Общие
b.     Специальные
К общим относятся – нормативно-правовые акты, регулирующие, помимо экологических, и иные правоотношения, например: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и т.д.
К специальным относятся акты, регулирующие только экологические правоотношения, например: Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и т.д.
Систему источников экологического права образуют:
- Конституция РФ,
- Федеративные договоры,
- международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,
- федеральные законы,
- нормативные правовые акты Президента РФ,
- нормативные правовые акты Правительства РФ,
- нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,
- конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
- локальные нормативные правовые акты.
 
 Основополагающим источником экологического права является Конституция Российской Федерации. В статье 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» говорится, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации.
Конституция РФ играет ключевую роль во всех отраслях права. В Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, зало­жены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.
Можно выделить две группы конституционных норм:
1) общие:
  ст. 1 - РФ есть демократическое федеративное правовое государство; демократичность Российского государства должна проявляться, в том числе, в демократических процедурах участия населения, общественных объединений в процессе принятия экологически значимых решений;
  ст. 2 - человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что реализуется, в частности, в принципе приоритета экологических прав человека
  ст. 7 - РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; к таким условиям, несомненно, следует отнести и благоприятную окружающую среду;
  ст. 10 - разделение властей
2) специальные экологические:
установление прав и обязанностей:
  ст. 42 - три основных экологических права человека: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением;
  ст. 58 - обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
природоресурсные нормы:
  ст. 9 - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Определено место и роль  природных ресурсов, закреплена экологическая роль государства. Ст. 9 также устанавливает многообразие форм собственности на природные ресурсы.
  ст. 36 прямо закрепляет право частной собственности на землю.
Для реализации норм Конституции РФ необходима их детализация. Развитие норм Конституции РФ происходит посредством принятия соответствующих федеральных законов. К федеральным законам, регулирующим экологические правоотношения, относятся: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.; Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г.; Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г.; Земельный кодекс РФ от 25 октября  2001 г.; Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.; Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.; Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.; Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.; Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г.; Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г.; Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30 ноября 1995 г. и другие.
В соответствии со статьей 90 Конституции РФ Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.  Указы   и  распоряжения Президента  Российской  Федерацииобязательны  для   исполнения  на   всей   территории   Российской   Федерации; они не должны противоречить Конституции   Российской   Федерации   и   федеральным законам. 
      В системе источников экологического права указы Президента РФ занимают особое место, так как зачастую издаются по вопросам, законодательно неурегулированным, либо в случаях, прямо указанных в законах. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией и федеральными законами и, являясь гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти   
К указам Президента РФ, регулирующим экологические правоотношения, относятся: Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 г.; Указ Президента РФ «Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации» от 05.05.1992 г.; Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.1993 г.; Указ Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 2 октября 1992 г.; Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 01.03.1996 г, «О Дне Эколога» от 21 июля 2007 г. Указ от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».
 Статья 115 Конституции РФ определяет, что на основании и во исполнение  Конституции  Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов  Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации  издает  постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании экологического законодательства.
Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и относящиеся к регулированию и реализации экологических отношений, а именно:
– разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения (в бюджете предусматриваются доходы от использования природных ресурсов и объектов, земли, земельный налог, а также расходы на восстановление земель и других природных ресурсов);
– управление федеральной собственностью (в том числе федеральной собственностью на земельные участки, реализация прав государственного собственника на другие природные ресурсы);
– осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан (в том числе обеспечение правопорядка, прав физических и юридических лиц в области экологических отношений);
– охрана собственности (всех форм собственности на природные объекты, на земельные участки) и общественного порядка (включающего установленный законом порядок владения, распоряжения и пользования указанными объектами собственности).
В сфере регулирования экологических правоотношений Правительством РФ были приняты следующие постановления: "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" от 12.06.2003г.,  "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" от 16 июня 2000 г.; "Об утверждении пределов допустимых концентраций и условий сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 3 октября 2000 г.; "Об утверждении Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон " от 12 августа 2008 г.,      «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» от 9 августа 2013 г.,  «О федеральном государственном экологическом надзоре» от 8 мая 2014 г. И др.
       В субъектах РФ к числу источников экологического права относятся также нормативно-правовые акты субъектов РФ: конституции (уставы), законодательные акты по отдельным вопросам использования и охраны природных ресурсов и защиты окружающей среды, а также нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов, регулирующие экологические общественные отношения.  К законам  Республики Дагестан, регулирующих экологические правоотношения, относятся: Закон от 08.02.2011  «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Республики Дагестан», Закон   от 30.12.2013 г. «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан», Закон  от 13.03.2015 г.  «Об общественном экологическом контроле», Закон   от 27.02.1992г.  «Об особо охраняемых природных территориях», Закон  от 29.11.2007г.    «Об охране и использовании объектов животного мира в Республике Дагестан» и др.   
В регулировании экологических правоотношений нормативно-правовые акты органов местного самоуправления играют незначительную роль, так как эти отношения регулируются на более высоком уровне.  К ведению местного самоуправления относится: организация мероприятий по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
 
 
 

Комментарии