Задание и материалы для подготовки к занятию по по экологическому праву на 4 занятие

ТЕМА 3. Экологические права граждан, общественных и
иных некоммерческих объединений 

1. Понятие и виды экологических прав граждан.
2. Правовое значение признания экологических прав граждан.
3. Права общественных формирований в области охраны окружающей среды.
4. Юридические гарантии реализации экологических прав граждан.
5. Защита экологических прав граждан.

Контрольные вопросы:
1. Что понимается под экологическими правами граждан?
2. Каково значение признания экологических прав граждан в России?
3. Каким нормативно-правовым актом регулируется правовой статус общественных формирований в области охраны окружающей среды?
4. Перечислите основные права и обязанности общественных формирований в области охраны окружающей среды?
5. Гарантии реализации экологических прав граждан?
6. Назовите основные способы защиты экологических прав граждан?
7. Какова процедура защиты экологических прав в судах общей юрисдикции и арбитражных судах?
8. Защита экологических прав в Конституционном суде РФ и РД?
9. Защита экологических прав и Европейский Суд по правам человека?

Задачи:
Задача № 1
На территории базы материально-технического снабжения под открытым небом находится более 10 т. хлорсодержащих веществ, которые по правилам должны храниться в закрытом помещении в специальных емкостях, предотвращающих утечку. Гражданин Умаров обращается к прокурору оказать воздействие на администрацию базы.
Вправе ли граждане и общественные организации обращаться с заявлениями в государственные органы о пресечении и устранении экологических правонарушений?  Если да, то в каких нормативных актах эти права закрепляются?
Задача № 2
16 июля 2013 г. на одной из насосных станций города Барнаула в результате возгорания кабеля произошло отключение насосов с 12 до 17 часов. Из-за остановки насосов произошло переполнение приемной камеры и попадание сточных вод объемом 680 кубометров в близлежащий водоем общего пользования, что было подтверждено соответствующим актом проверки. Дети и подростки, которые купались в водоеме, попали в больницу с брюшным тифом и кишечной инфекцией.
Какие экологические права горожан Барнаула были  нарушены?  Какие действия могут предпринять граждане при нарушении  экологических прав?

Задача № 3
При  обработке полей, неверно рассчитав время обработки и концентрации пестицидов, были испорчены или уничтожены посевы зерновых на площади 10 га, погибли пчелы на деревенской пасеке. Также был нанесен вред 5 га леса, птицам, насекомым, лесной  растительности. Несколько жителей  деревни попали в больницу.
Общественное объединение «Зеленый патруль» обратилось в суд с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также в защиту интересов граждан, пострадавших при обработке полей. Часть граждан обратились в суд самостоятельно с требованием возместить вред, причиненный их здоровью и  имуществу. 
Суд удовлетворил иски граждан, обратившихся самостоятельно. В иске общественного объединения «Зеленый патруль» судом было отказано полностью, так как права этого объединения как истца, по мнению суда, нарушены не были. 
 Правомерно ли решение суда?



РЕШИТЕ ТЕСТЫ:
1.  Закрепленные права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой, - это:
a)      экологические обязанности человека
b)      экологические права человека
c)      экологические приоритеты
d)      эколого-правовой статус человека
2.     Предусмотренная законом мера должного поведения субъектов экологических правоотношений - это:
a)    экологические обязанности
b)    экологические права
c)    экологические правоотношения
d)    эколого-правовой статус
3.     Совокупность экологических прав и обязанностей образуют:
a)    право природопользования
b)    право собственности на природные ресурсы
c)    экологическое законодательство
d)    эколого-правовой статус человека
4.     По уровню правового регулирования экологические права подразделяются на:
a)    конституционные и естественные права
b)    общие и специальные права
c)    основные и дополнительные права
d)    основные и иные права
5.     Какие из указанных прав являются естественными:
a)    право на благоприятную окружающую среду
b)    право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу, в результате воздействия на окружающую среду
c)    право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной экологической информации
d)    право на создание общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды
6.     Экологические права граждан, закрепленные в Конституции РФ - это:
a)    право на «радиационную» безопасность
b)    право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением
c)    право на защиту права собственности на природные ресурсы
d)    право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды
7.     Граждане в области охраны окружающей среды обязаны:
a)    возмещать вред, причиненный их действиями окружающей среде
b)    осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды
c)    проводить общественную экологическую экспертизу
d)    создавать общественные объединения
8.     В зависимости от сфер деятельности можно выделить следующие способы защиты экологических прав:
a)    гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой
b)    судебный, органов исполнительной власти, Уполномоченным по правам человека, международный
c)    судебный, прокурорский надзор, президентский контроль и международный способ защиты
d)    судебный, Уполномоченным по правам человека, международный
9.     Ст. 58 Конституции РФ устанавливает:
a)    обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам
b)    право каждого на благоприятную окружающую среду
c)    право каждого на охрану здоровья
d)    право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены
10.           К основным (конституционным) экологическим правам человека относится:
a)    право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды
b)    право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
c)    право каждого на пребывание в лесах
d)    право каждого на радиационную безопасность


Примерный перечень тем рефератов:
1.       Право граждан на благоприятную окружающую среду (общая характеристика).
2.       Формирование и развитие института экологических прав  граждан в российском законодательстве.
3.       Конституционные экологические права граждан.
4.       Право граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
5.       Права общественных формирований в области охраны окружающей среды.
6.       Состояние обеспеченности экологических прав в Российской Федерации.

Нормативные правовые акты и литература:
1.       Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. N 31.ст. 4398.
2.       Конвенция о защите прав и основных свобод ЕTS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971, 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г. от 13.05.2004 N 14) / Действующее международное право. М., 2003. Т. 2. – С. 351-374. ( СЗ РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.)
3.       Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 (III) от 10 декабря 1948 г.) // Действующее международное право. М., 2003. Т. 2. – С. 190-224. (Российская газета, N 67, 05.04.1995).
4.       Об Уполномоченном по правам человека  в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. №9. Ст. 1011.
5.     Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ  // СЗ РФ.  2002.  N 2. Ст.133.
6.       Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ//  СЗ РФ. 31.07.2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
7.       О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ // СЗ РФ.  1994.  №35. Ст.3648.
8.       Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N174-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.
9.      О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N3. Ст.141
10.  Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ  // СЗ РФ.1998.N 26.Ст.3009.
11.   О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21 июля 1997 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.
12.   О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ // СЗ РФ.  1999.  N 14.
13.  Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
14.  Об использовании атомной энергии: Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.
15.  О государственной тайне: Федеральный  Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. //  СЗ РФ. 13.10.1997.  № 41. С. 8320.
16.  Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930. 
17.   О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г.  // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
18.   О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами: Федеральный закон от 19 июля 1997 г.   // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3510.
19.   Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
20.  Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 13 //  СЗ РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.
21.  Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ //  СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

Учебная литература
1.     Боголюбов С. А. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - 482 с.
2.     Бринчук. М. М. Экологическое право. Издательство: МОДЭК, МПСИ 2014 г. -   624 с.
3.     Ерофеев Б.В. Экологическое право: учебник / Б. В. Ерофеев. - 5-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 400 с.
4.     Крассов О.И. Экологическое право: учебник / О. И. Крассов. - 3-e изд., пересмотр. - Москва: Норма: НИЦ Инфра-М, 2014. - 624 с.

Специальная  литература
1.     Абанина Е.Н. Защита права граждан на благоприятную окружающую среду при обращении прокурора в суд: вопросы теории и практики // Современное право. 2014. № 7.
2.     Бринчук М.М. Конституционное право на благоприятную окружающую среду в свете национальной безопасности // Государство и право. 2014. № 1. 
3.     Будаев А.М. Правовое обеспечение радиационной безопасности на муниципальном уровне: вопросы теории и практики // Правовой энергетический форум. 2016. N 3.
4.     Гриб В.В. Право на получение информации и проблемы его реализации субъектами общественного контроля в Российской Федерации и за рубежом // Российская юстиция. 2015. N 10.
5.     Ивакин В.И. Судебная защита прав граждан на благоприятную окружающую среду и проблемы ее реализации // Современное право. 2014. N 7.
6.     Клюканова Л.Г. Эколого-правовой статус личности в нормах Конституции Российской Федерации // Экологическое право. 2014. № 2.
7.     Малеина М.Н. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды как способ защиты права на благоприятную окружающую среду // Экологическое право. 2015. N 3.
8.     Удовенко Ю.А. К вопросу о развитии института экологических прав граждан// Наукапарк. 2016. № 1.
9.     Харьков В.Н. Обеспечение права на благоприятную окружающую среду институтами природоресурсного права //  Современное право. 2014. № 7.
10.  Хижняк В.С. Проблема определения содержания принципа обеспечения соблюдения конституционных экологических прав человека в международном экологическом праве // Вестник Научных Конференций. 2016. № 3.
НАУЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Документ предоставлен КонсультантПлюс


ЗАЩИТА ПРОКУРОРАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

С.И. БАСКАКОВА

Баскакова Светлана Ивановна, научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Автор освещает вопросы по защите прав граждан в сфере экологии органами прокуратуры с учетом предоставленных дополнительных полномочий в связи с принятием ФЗ от 5 апреля 2009 г. "О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

Ключевые слова: прокуратура, надзор, охрана природы, атмосферный воздух, водные объекты, выбросы загрязняющих веществ, экологическая безопасность, иски.

Prosecutors' protection of environmental rights of the citizens in court
S.I. Baskakova

The Author enlightens the issues of the citizens' rights protection in the sphere of environment by the prosecution service bodies, considering additional powers acquired by them with an adoption of the Federal Law of 05.04.2009 N 43 "On Amendments to Art. 45 and 131 of the Civil Procedure Code of the Russian Federation".

Key words: prosecution service, supervision, preservation of the environment, atmospheric air, water resources, discharge of pollutants, environmental safety, suing practice, courts.

С принятием ФЗ от 5 апреля 2009 г. "О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" прокурору предоставлены дополнительные полномочия по предъявлению в суды общей юрисдикции заявлений в защиту социальных прав, свобод и законных интересов граждан.

В работе органов прокуратуры всех субъектов Федерации получила широкое распространение практика предъявления в суды общей юрисдикции заявлений в защиту прав граждан на благоприятную природную среду, основанная на ГПК, а также Законе о прокуратуре и указании Генеральной прокуратуры РФ от 14 мая 2009 г. "Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований. Прокурор вправе участвовать в рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).
С учетом предоставленных прокурору дополнительных полномочий по предъявлению заявлений в суд в защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры остается надзор за соблюдением требований природоохранного законодательства, конституционного права граждан на благоприятную окружающую природную среду и экологическую безопасность, обеспечением национальной безопасности, а также надзор за производственной деятельностью предприятий, коммерческих организаций по соблюдению требований законодательства в сфере охраны вод, земель, атмосферного воздуха.
Как и в прежние годы, в большинстве случаев вмешательство прокуроров способствовало устранению системных нарушений законодательства об охране природы, изменению подходов к решению природоохранных задач, в том числе направленных на повышение эффективности защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Обращение в суд с заявлением - одна из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений, и применяется она наряду с иными мерами (протест, представление, предостережение).
Анализ количественных показателей надзорной деятельности говорит о принципиальной позиции прокуроров в вопросе принятия исчерпывающих мер реагирования, направленных на устранение нарушений природоохранного законодательства и привлечение виновных лиц к ответственности.
Статистические данные о работе прокуроров в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования за 2009 г. в сравнении с 2008 г. свидетельствуют об устойчивой тенденции роста числа выявленных и пресекаемых прокурорами экологических правонарушений. Так, количество предъявляемых прокурорами исков выросло более чем на 6%.
Анализ экологической ситуации, состояние законности и результаты прокурорских проверок показывают, что особое внимание было уделено исполнению водного законодательства. Загрязнение водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, и обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества - актуальные проблемы, решение которых необходимо для обеспечения экологической безопасности населения.
Основная причина загрязнения водных объектов - сброс в поверхностные водоемы без очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. В связи с этим состояние поверхностных водоисточников напрямую влияет на состояние здоровья населения.
Предприятия и организации зачастую работают без утвержденных проектов предельно допустимых сбросов и разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, превышают установленные разрешением нормативы и лимиты сбросов, не выполняют планы природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, не осуществляют контроль за составом сбрасываемых сточных вод, не вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Среди положительных примеров практики прокурорского надзора за исполнением требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования следует отметить Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру. Силами подчиненных природоохранных прокуратур ею в 2009 г. в суды общей юрисдикции, арбитражные суды направлен 1321 иск на общую сумму 26671 тыс. руб.
Так, в Костромской области в ходе проверки деятельности ООО "Водоканал" (г. Мантурово) установлено, что предприятие сточные воды с очистных сооружений биологической очистки сбрасывает в реку Унжа без решения на право пользования водным объектом для сброса сточных вод, сбрасываемые воды по качеству не отвечают установленным нормативам. В связи с этим исковые требования природоохранного прокурора Костромской области к руководителю ООО "Водоканал" о возложении обязанности по получению разрешительной документации и принятию мер по доведению сброса сточных вод до установленного норматива суд удовлетворил.
В Тверской области в ходе судебного разбирательства добровольно удовлетворены требования прокурора, расторгнут договор, заключенный с превышением полномочий администрацией муниципального образования и индивидуальным предпринимателем П., о передаче в аренду нагульного пруда с гидротехническим сооружением, которое состоит в реестре федеральной собственности.
В процессе рассмотрения в Волжском городском суде исковых требований Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО "РусГидро" - "Волжская ГЭС" о запрещении сброса неочищенных сточных вод ответчик выполнил требования прокурора.
По иску прокурора Устьянского района Архангельской области, в связи с выявлением факта сброса ООО "Устьянские коммунальные системы" - в реку Устья сточных вод с превышением допустимых сбросов, суд обязал МО "Октябрьское" организовать работу по реконструкции канализационных очистных сооружений в п. Октябрьский Октябрьского района, а ООО "Устьянские коммунальные системы" реконструировать очистные сооружения.
Прокуроры проанализировали работу органов, надзирающих за соблюдением законодательства об отходах производства и потребления, которая в целом была признана неудовлетворительной. Деятельность по государственному надзору за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления велась территориальными органами Роспотребнадзора пассивно, без применения всего спектра полномочий, представленных действующим законодательством.
Так, на протяжении нескольких лет на территории г. Ульяновска расположены несанкционированные свалки ТБО, в связи с чем прокуроры направили в суд 67 исковых заявлений об обязании мэрии устранить нарушения экологического законодательства. Исковые заявления рассмотрены и удовлетворены.
Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой предъявлено 26 исков с требованиями очистить территории земельных участков в городских и сельских поселениях, водоохранных зонах от крупных несанкционированных свалок, из которых 11 уже рассмотрено и удовлетворено, а по причине добровольного удовлетворения требований прокурора 6 гражданских дел прекращено.
Заслуживает внимания работа Орской межрайонной природоохранной прокуратуры Оренбургской области по защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Так, исковое заявление в защиту прав неопределенного круга лиц, в связи с незаконным строительством гидротехнического сооружения в акватории Ириклинского водохранилища, Новоорский районный суд рассмотрел и удовлетворил.
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки фактов, изложенных в коллективном обращении жителей г. Бологое-2, установлено, что на территории Бологовского шпалопропиточного завода часть земельного участка занята свалкой производственных и бытовых отходов. Зафиксирован разлив нефтесодержащей жидкости, по дренажным канавам стоки с высокой концентрацией нефтепродуктов поступали в оз. Бологое. Ущерб составил 53316635 руб. По материалам проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 247 УК.
Суд Сорочинского района рассмотрел и удовлетворил 6 исковых заявлений Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области о ликвидации скотомогильников, находящихся в неудовлетворительном состоянии и представляющих угрозу для окружающей среды. Эксплуатация скотомогильников прекращена, они ликвидированы.
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о массовости и широкой распространенности правонарушений в области охраны атмосферного воздуха, значительная часть которых остается безнаказанными. Хозяйствующие субъекты не применяют новейшие средства газоочистки на предприятиях, своевременно не проводят реконструкцию действующих газоочистных сооружений, кроме того, некоторые работают без разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.
Прокуроры обязаны использовать все имеющиеся в их распоряжении средства для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха. Самые распространенные нарушения - несоблюдение требований ст. ст. 12, 14, 22, 25, 28, 30 ФЗ от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха".
Следует отметить, что в 2009 г. прокуроры применяли такую эффективную меру реагирования к нарушителям, как обращение в суд с исковым заявлением о приостановлении эксплуатации стационарных источников загрязнения воздуха и возмещении ущерба, нанесенного окружающей природной среде в результате превышения нормативов предельно допустимого выброса.
Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что ООО ДСК "Воротынская", занимающееся производством строительных материалов, изготовлением асфальтобетонной смеси, ремонтом и строительством дорог на территории Воротынского района Нижегородской области, на протяжении нескольких лет осуществляло производственную деятельность с нарушением обязательных требований в сфере охраны атмосферного воздуха. Исковые требования прокурора о возложении на предприятие обязанности по разработке проектной документации на получение разрешения на выброс и проекта санитарно-защитной зоны предприятия судом удовлетворены в полном объеме.
Решением Светлоярского районного суда удовлетворен иск Волгоградского межрайпрокурора об обязании ОАО "БИОТЕХ" произвести ремонт оборудования по очистке промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которое эксплуатировало оборудование по очистке промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с неисправными воздуховодами, что приводило к выбросам загрязняющих веществ (диоксида, азота, окиси азота, оксида углерода, бензопирена) в атмосферный воздух.
Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой в суд направлены исковые заявления с требованием к ОАО "Кузбассэнерго" и ОАО "Азот" о возмещении ущерба, нанесенного окружающей природной среде в результате превышения нормативов предельно допустимого выброса на общую сумму 45,39 млн. руб.
Исковые требования Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры к ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат" о возложении обязанности получить разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферу и об ограничении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу до уровня предельно допустимых выбросов суд удовлетворил полностью.
По требованию Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора районными судами удовлетворены требования к ООО "Скиф" и ООО "Чистый город" о разработке проектов санитарно-защитных зон этих объектов.
Прокурорскими проверками выявлены многочисленные недостатки и нарушения в деятельности контролирующих органов, которые часто проявляют формализм и незаинтересованность в выявлении и пресечении экологических правонарушений, пассивность и беспринципность при решении вопросов о привлечении виновных к ответственности.
Для прокуратуры предупреждение правонарушений, предупредительно-профилактическая работа - одна из основных, вся ее деятельность носит выраженный предупредительный характер. Чем активнее осуществляется прокурорский надзор, в частности за соблюдением природоохранного законодательства, тем выше и результат предупреждения нарушений в этой сфере.


------------------------------------------------------------------


Комментарии