.Тема: Участники гражданского процесса: проблемные вопросы.(4 часа).
Подготовить доклады по следующим вопросам

1.       Предъявление иска прокурором  в защиту неопределенного круга лиц ()
2.          Проблемы участия в гражданском судопроизводстве прокурора.
3.          Проблемы участия государственных органов, органов мсу.. в гражданском процессе
4.             Проблемы представительства в  гражданском процессе.











Лекция №3 Участники гражданского процесса: проблемные вопросы



§1. Состав участвующих в деле лиц. Процессуальные истцы

В числе важнейших участников гражданского процесса, именуемых в законе лицами, участвующими в деле, выделяются две группы:
1)                    субъекты, защищающие в процессе свои субъективные права и интересы. К ним относятся стороны и третьи  лица (имеют и материально-правовую и процессуальную заинтересованность);
2)                    субъекты, защищающие в процессе субъективные права и интересы других лиц. К ним относятся прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, организации и отдельные граждане, обладающие правом обращения в суд за защитой прав и интересов других лиц (имеют только процессуальную заинтересованность).
Процесс всегда осложняется, когда дело возбуждается по инициативе субъектов  второй группы. При этом возникают вопросы как теоретического, так и практического характера, связанные с проверкой правомерности их обращения в суд, с определением процессуального положения прокурора и других субъектов, защищающих чужие права, и другие.
Вступление в процесс прокурора, государственных органов и иных субъектов, управомоченных на защиту прав и интересов других лиц, отражает публичность гражданского процесса, основанного изначально на диспозитивности. Эти субъекты являются носителями публичного интереса, и возможности их обращения в суд в сравнении с субъектами первой группы более ограничены.
Пределы их обращения в суд регламентируются прежде всего в процессуальном законодательстве: прокурора - в ст.45 ГПК РФ, иных субъектов - в ст. 46 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду; образования».
Таким образом, налицо широкие возможности прокурора по защите социально значимых прав граждан в условиях экономического кризиса и борьбы с бедностью населения.
Что касается органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, то в соответствии со ст. 46 ГПК РФ они вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц 1) по их просьбе 2)либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц только в случаях, предусмотренных законом.
Просьба не требуется в тех случаях, если речь идет о защите законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина, когда обращение в суд может последовать независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Полного перечня этих категорий в самом ГПК РФ не дается. Такие указания содержатся, в частности, в ст. 281 ГПК по делам о признании граждан ограниченно дееспособными или недееспособными и в некоторых других статьях.
Кроме ГПК РФ, право на обращение в суд этих субъектов предусматривается в Семейном кодексе РФ, Законе о защите прав потребителей (п.5 ст. 40 , ст. 44, 45, 46 Закона), законодательстве об охране окружающей среды ( в частности, ст 5,6 ФЗ  от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") и др.
Отсутствие единого перечня таких категорий дел в ГПК РФ или ином федеральном законе затрудняет применение этих норм в судебной практике.
Проблема обозначения лиц, обращающихся в суд за защитой прав других лиц, до сих пор не разрешена ни в законодательстве, ни в научных работах.
Участие в гражданском процессе предполагает наделение субъекта определенным комплексом процессуальных прав и обязанностей, что зависит от процессуального положения конкретного субъекта. Между тем в ГПК процессуальное положение прокурора и других субъектов, предъявивших иск в защиту чужих прав, традиционно не обозначается. Истцом считается лицо, в защиту прав которого возбуждено дело другими субъектами в соответствии со ст. 38 ГПК РФ, где указано, что это лицо извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца.
Несмотря на то, что в процессуальном законодательстве истцом  считается то лицо, в защиту прав которого последовало обращение в суд, в судебной практике таковыми называются и те субъекты, которые, обращаясь в суд от своего имени, защищают чужие интересы (прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и др.). В результате субъекты, занимающие разное процессуальное положение, обозначаются одинаково, что вносит известную путаницу.
В теории гражданского процессуального права распространена концепция процессуальных истцов, по которой эти субъекты считаются таковыми, поскольку место истца уже занимает лицо, в защиту прав которого предъявлен иск. Термин "процессуальный истец" подчеркивает отсутствие у этих субъектов материально-правовой заинтересованности.
Профессор Кострова Н.М. считает более целесообразным называть субъектов, обращающихся в суд за защитой прав и интересов других лиц,  истцами с обозначением в скобках правового основания их вступления в процесс. По ее мнению, те субъекты, которые обращаются в суд на основании ст.45 или ст.46 ГПК, должны привести в исковом заявлении ту специальную норму, которая предусматривает возможность обращения в суд этих лиц с таким требованием.
И прокурор, и иные субъекты, обратившиеся в суд с заявлениями в защиту прав и интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ст. 45, 46 ГПК РФ).
В то же время в новом ГПК РФ уточнены процессуальные последствия, наступающие в случае отказа от иска этих субъектов или самого истца. Они различаются в зависимости от того, кто отказался от иска:
1) в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если сам истец или его законный представитель не заявит об отказе от иска;
2) при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (ст. 45 ГПК).
Такие же последствия наступают и в тех случаях, если в суд обратился не прокурор, а иные субъекты в защиту чужих прав (ст. 46 ГПК).
От данной группы весьма своеобразных субъектов гражданского процесса надо отличать представителей, которые по закону не относятся к лицам, участвующим в деле, а содействуют правосудию. Хотя к судебным представителям традиционно относятся также и законные представители, однако объем их прав и обязанностей дает основание для вывода о том, что законные представители гораздо ближе к той группе субъектов, которые защищают в процессе чужие интересы на основании ст. 46 ГПК РФ.
Судебные представители вступают в процесс на диспозитивных началах, и их участие является факультативным, так как на основании ст. 48 ГПК граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителя.
Основанием для вступления в дело судебных представителей служит волеизъявление лиц, участвующих в деле, а также их законных представителей, имеющих право поручить ведение дела другому лицу, избранному ими в качестве представителя. Цель участия судебных представителей - оказание юридической помощи представляемым, что особенно актуально при развитии состязательных начал гражданского процесса.
Законное представительство регулируется императивными, а не диспозитивными предписаниями, содержащимися в гражданском и гражданском процессуальном законодательстве, где определяется состав законных представителей. Это - родители, усыновители, опекуны и попечители. Основанием их участия служат прямые предписания закона по защите прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, поскольку эта категория  граждан не имеет возможности самостоятельно защищать свои интересы в суде.
Цель участия законных представителей - защита прав и интересов представляемых, а не просто оказание им юридической помощи.
Объем полномочий и способ их удостоверения различаются у судебных и законных представителей. Полномочия судебных представителей определяются  в доверенности, выдаваемой представляемым и оформляемой в соответствии с законом (ст.53 ГПК). Законные представители представляют суду документы, удостоверяющие их статус и полномочия (ч.4 ст.53 ГПК РФ). Такими документами являются свидетельство органов загса о рождении ребенка, либо решение суда об усыновлении (удочерении), либо акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, осуществляющего свои обязанности возмездно, либо решение этого органа о безвозмездном исполнении обязанностей опекуна или попечителя.
Законные представители совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом (ч.3 ст.52 ГПК).
Эти ограничения касаются исков, связанных с имущественными правами подопечных. В соответствии со ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в т.ч. обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в наем (аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Эти положения Гражданского кодекса РФ развиты и углублены в Федеральном законе от 11.04.2008г. «Об опеке и попечительстве», где, в частности, установлено, что предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется в следующих случаях:
1)        при отказе от иска, поданного в интересах подопечного;
2)        при заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;
3)        при заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем (ст.21).
Законные представители могут поручить ведение дела в суде другому лицу, избранному ими в качестве представителя.
В отличие от законных представителей судебные представители имеют более ограниченные процессуальные права, вытекающие из принципа диспозитивности.
В статье 54 ГПК РФ установлено, что представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако при этом оговаривается, что право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.
В отличие от судебных представителей, действующих всегда от имени представляемого, законные представители, особенно те, кто выступает в защиту прав несовершеннолетних детей, зачастую действуют от своего имени.
При этом заслуживает внимания и то обстоятельство, что интересы законных представителей и их подопечных могут не совпадать. Предположение о том, что законный представитель всегда действует только в интересах своего подопечного, опровергается в судебной практике. В случае такого несовпадения интересы недееспособных могут оказаться незащищенными или нарушенными.
Так, по делам об установлении отцовства, где это требование чаще всего соединяется с иском о взыскании алиментов, мать ребенка, обращающаяся в суд в защиту интересов ребенка, иногда отказывается от своего требования, мотивируя свой отказ тем, что она с ответчиком помирилась и они снова живут вместе.
Суд, как правило, принимает такой отказ и прекращает производство по делу, хотя при этом нарушаются личные права ребенка на установление его происхождения, поскольку повторно с этим требованием мать не может обращаться.
Процессуальных последствий возникшей коллизии в законе в настоящее время не предусмотрено, за исключением правила о том, что отказ органов и граждан, защищающих права других лиц, от своего заявления не лишает это лицо права требовать рассмотрения дела по существу. Данное правило не может быть применено в ситуации, когда чужие права защищает законный представитель. Поэтому на суд должна быть возложена обязанность проверить, не нарушают ли распорядительные действия законного представителя субъективных прав представляемого как личного, так и имущественного характера.


§2. Участие прокурора в гражданском процессе: тенденции развития законодательства и практики

Гражданское процессуальное законодательство относит прокурора к числу лиц, участвующих в деле. Возможности прокурора по вступлению в гражданский процесс традиционно были весьма широки в социалистическом гражданском процессе.
Так, по ст. 41 ГПК РСФСР прокурор имел право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных  интересов или прав и охраняемых законом интересов  граждан.
В действующем ГПК РФ права прокурора по вступлению в гражданский процесс были значительно ограничены.  
           Если суммировать все изменения, произошедшие в регулировании участия прокурора в гражданском процессе, то можно отметить, что полномочия прокурора по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются в трех формах:
1)    согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд только в тех случаях, которые обозначены в ГПК РФ и в других федеральных законах;
2)    в ч.3 ст.45 ГПК РФ определено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных в ГПК РФ и иных федеральных законах, в целях осуществления возложенных на него полномочий;
3)    прокурор наделен правом приносить апелляционное или кассационное представление, а также обращаться с представлением в надзорную инстанцию только в тех случаях, если он участвовал при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Анализ новелл ГПК РФ об участии прокурора в гражданском процессе позволяет сделать вывод о существенном изменении оснований этого участия.
По ГПК РСФСР 1964 г. к таким основаниям относились: 1) прямые указания в законе; 2) собственная инициатива прокурора; 3) инициатива суда. Теперь (ст.45 ГПК РФ) инициатива прокурора обратиться в суд может быть обоснована только прямыми указаниями в федеральных законах
Несмотря на то, что основания участия прокурора в гражданском процессе прописаны в законе  на  практике выявились определенные трудности и противоречия, связанные с различным толкованием судьями и прокуратурой новых процессуальных норм.
Так, предметом дискуссии  является вопрос о праве  прокурора обратиться в суд в защиту интересов внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования).
По мнению прокуроров, обращение прокурора в защиту государственных внебюджетных фондов вполне допустимо, поскольку государство является собственником средств, направляемых, в частности, в Пенсионный фонд.
Финансовые средства ФОМС также являются государственной собственностью, а потому интерес государства, связанный со взысканием материального ущерба, причиненного этим фондом, вполне очевиден.
Однако судебная практика идет по иному пути, поскольку эти фонды являются самостоятельными юридическими лицами. В их штате имеются юридические отделы, и они имеют полную возможность самостоятельно защищать свои интересы, не прибегая к помощи со стороны прокурора.
Определенные проблемы возникают и по поводу возможности предъявления исков в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать.
По мнению прокуроров, права неопределенного круга лиц нарушаются выпуском недоброкачественной продукции, деятельностью, приносящей вред окружающей природной среде, отключением населенных пунктов от электроэнергии. Однако судебная практика по таким делам складывается по-разному.
В некоторых регионах суды отказывают прокурорам в принятии отдельных исков по мотивам, что круг лиц, чьи права нарушены, можно определить. В известной степени это пробел законодательства, где не предусмотрено возможности предъявления иска прокурором в защиту группы граждан, хотя это было бы вполне уместно, особенно в тех случаях, когда группа велика и требование имеет общественный резонанс, как в делах с отключением электро- или тепловой энергии и др.
В судебной практике возникают также затруднения, связанные с толкованием понятия «другие уважительные причины», которое содержится в ст.45 ГПК РФ.
И. Д. Алиева, например, отмечает, что в судебной практике нередки случаи, когда заявления прокурора в интересах детей-сирот суды не принимают к рассмотрению, исходя из того,  что эти лица достигли совершеннолетия и могут самостоятельно обращаться в суд.
Приведем пример из судебной практики.
Определением Советского районного суда г. Махачкалы, оставленным без изменения в кассационном порядке, было прекращено производство по делу, возбужденному по иску прокурора РД в интересах С. и П. к администрации г. Махачкалы, Правительству РД, об обеспечении их жилплощадью на основании Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Отказ суда был обоснован тем, что истицы уже достигли совершеннолетия, являются студентками и могут самостоятельно обращаться в суд.
Доводы прокурора о тяжелом материальном положении истиц судом не были приняты во внимание, поскольку это, по мнению суда, не является препятствием для обращения в суд.
Такая позиция суда далеко не бесспорна, поскольку достижение сиротами совершеннолетия не решает проблемы их социальной незащищенности. В данном случае речь шла о неисполнении муниципальными и государственными органами власти федерального закона об обеспечении детей-сирот жилой площадью, и поддержка судом прокурорской инициативы сыграла бы положительную роль в исполнении государственными органами своей прямой обязанности.
В настоящее время в связи с дополнением ч.1 ст. 45 ГПК РФ, по Федеральному закону от 05.04.2009г. отказ суда в принятии заявлений от прокурора по искам, связанным с обеспечением права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, при обращении граждан к прокурору о защите нарушаемых прав гражданина недопустим.
Поскольку само понятие «другие уважительные причины» является оценочным, оно, к сожалению, по-разному толкуется в судебной и прокурорской практике. К другим уважительным причинам может быть отнесено тяжелое материальное положение гражданина, если его заработок и иной доход  с учетом состава семьи не превышает прожиточного минимума, установленного для соответствующей группы населения.
Кроме общей процессуальной нормы об участии прокурора в гражданском процессе, закрепленной в ст.45 ГПК РФ, имеются  в законодательстве и специальные нормы, предоставляющие прокурору право обращаться в суд с конкретными требованиями.
         Специальные нормы о праве прокурора обращаться в суд в защиту прав других лиц содержатся  в Семейном кодексе РФ.
Так, в ст.28 СК РФ предусмотрено, что прокурор вправе требовать признания брака недействительным в следующих случаях:
·        во-первых если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака;
·        во-вторых, если брак заключен при отсутствии добровольного согласия одного из супругов на его заключение: в результате принуждения, обмана, заблуждения или невозможности в силу своего состояния в момент государственной регистрации  заключения брака понимать значение своих действий и руководить ими;
·        в-третьих, если брак был заключен при наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, которые перечислены в ст.14 СК РФ;
·        в-четвертых, в случае заключения фиктивного брака.
Прокурор также указан в числе субъектов, имеющих право на обращение в суд с исками: о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ); об ограничении родительских прав (ст.73 СК РФ); об отмене усыновления (ст.142 СК РФ).
Все эти требования имеют публично-правовой характер, поскольку в них идет речь о защите прав несовершеннолетних, а также недееспособных граждан. Кроме того, прокурорское реагирование на нарушение условий и порядка заключения брака, установленных федеральными законами, направлены на защиту правопорядка в сфере брачно-семейных отношений, которые имеют важное значение для нормального функционирования всего общества.
Трудовой кодекс РФ также содержит специальную процессуальную норму о праве прокурора обратиться в суд для разрешения индивидуального трудового спора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права (ст.391 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006г. №90-ФЗ).
         Обращаясь в суд с конкретным требованием в защиту прав гражданина, прокурор в настоящее время должен обосновать либо невозможность предъявления иска самим гражданином, либо указать на обращение гражданина к прокурору с соответствующей просьбой с учетом новой редакции ч.3 ст.131 ГПК РФ по Федеральному закону от 05.04.2009г.

Участие прокурора для дачи заключения по делу в суде первой инстанции
Вторая форма участия прокурора предусмотрена в ч.3 ст.45 ГПК РФ. Норма, содержащаяся в ч.3 ст.45 ГПК РФ предполагает вступление прокурора в уже начавшийся процесс для дачи заключения. Она  содержит общие, специальные и бланкетные предписания.
В качестве общей в ней регламентируется вторая форма вступления прокурора в гражданский процесс для дачи заключения по делу.
Специальная норма содержит предписания о том, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.
В бланкетном предписании, содержащемся в ч.3 ст.45 ГПК, говорится об иных случаях, предусмотренных в самом ГПК, а также в иных федеральных законах, где предусмотрено обязательное участие прокурора.
В Приказе Генеральной прокуратуры от 26 апреля 2012 г. №181 «Об обеспечении участия прокурора в гражданском процессе», в п.6 дается перечень Федеральных законов, которыми предусмотрено обязательное участие прокурора.
Анализ этих норм показывает, что, несмотря на сохранение этой формы участия прокурора в новом ГПК РФ, ее применение значительно сужено, поскольку ранее прокурор мог быть привлечен к процессу для дачи заключения не только на основании специальных указаний закона, но и по инициативе самого прокурора или суда.
Перечень категорий дел обязательного участия прокурора дается в ГПК РФ, а также в Семейном кодексе РФ:
1)   по делам из публично-правовых отношений:
- при разбирательстве дел об оспаривании нормативных правовых актов (ч.2 ст.252 ГПК РФ);
2)   по делам особого производства:
- об усыновлении (ст.273 ГПК РФ);
- о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ч.3 ст.278 ГПК РФ);
- об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ч.1 ст.284 ГПК РФ);
- об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст.288 ГПК РФ);
- о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование (ч.2 ст.304 ГПК РФ);
3) по семейным делам (в Семейном кодексе РФ):
- о лишении родительских прав (ст.70);
- о восстановлении в родительских правах (ст.72);
- об ограничении родительских прав (ст.73);
- об отмене усыновления (ст.140).
На основании Федерального закона от 18.06.2001г. №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» предусмотрена принудительная госпитализация на основании решений суда с обязательным участием прокурора больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза.
Хотя в этом законе не предусмотрена форма участия прокурора, однако судебная практика показывает, что прокуроры используют по этим делам обе формы своего участия.
Так, заместитель прокурора РД обратилась в суд Советского района г. Махачкалы с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц о принудительной госпитализации гражданина А., больного заразной формой туберкулеза, который уклоняется от госпитализации в туберкулезную больницу.
В судебном разбирательстве данного дела принимали участие представитель Республиканского противотуберкулезного диспансера и сам больной, который отказывался от диспансеризации из-за плохих условий в больнице, куда его должны поместить.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы заявление прокурора было удовлетворено и никем не обжаловано.
Участие прокурора по второй форме в случаях, предусмотренных федеральными законами, является обязательным, поскольку регулируется императивными нормами, и не зависит от усмотрения прокурора или суда. Однако возникает вопрос, каковы процессуальные последствия отсутствия прокурора в судебном разбирательстве в случаях, когда оно является обязательным.
В ч.3 ст. 45 ГПК РФ указано, что неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Данное процессуальное правило подвергается справедливой критике, поскольку рассмотрение дела без участия прокурора нарушает установленные требования федеральных законов. Поэтому очевидно, что в случае неявки прокурора более предпочтительно слушание дела отложить на другой срок, а не рассматривать его без участия прокурора.
Если все же суд рассмотрел такое дело без участия прокурора, извещенного о времени рассмотрения дела, то этот факт не может служить основанием для отмены состоявшегося решения суда.
В случае, если прокурор не был извещен о времени рассмотрения дела,  по которому его участие обязательно, то такое процессуальное нарушение может явиться основанием для отмены состоявшегося решения суда, особенно при наличии и других допущенных судом нарушений материального и процессуального права.
Независимо от формы участия в гражданском процессе прокурор является лицом, участвующим в деле, и пользуется определенным комплексом процессуальных прав и обязанностей. Он обязан активно участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам, которые участвуют в судебном заседании, заявлять ходатайства, представлять свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле, использовать другие процессуальные права.
Как и все другие лица, участвующие в деле, прокурор должен в силу ст.35 ГПК РФ добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ему процессуальными правами и нести установленные законом процессуальные обязанности, за неисполнение которых наступают определенные процессуальные последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Прокурор дает свое заключение не только по делу в целом, но и в ходе процесса по тем вопросам, которые возникают в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст.189 ГПК РФ после исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору, участвующему в процессе на основании ч.3 ст.45 ГПК, и выясняет, не желают ли другие лица, участвующие в деле, и их представители выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и суд  переходит к судебным прениям.
В судебных прениях участвует только прокурор, явившийся инициатором возбуждения дела и участвующий в процессе по первой форме, что вытекает из анализа положений ст.190 ГПК, регулирующей процедуру судебных прений.
Таким образом, в новом ГПК РФ разграничены особенности участия прокурора в судебном заседании суда первой инстанции в зависимости от того, по какой из двух форм он участвует в процессе, чего не предусматривалось в ГПК РСФСР.

В ГПК РФ не предусмотрено, в какой форме дается заключение прокурора – в устной или письменной, также как не определяется его содержание, что можно посчитать пробелом в законодательстве.
Исходя из роли и значения заключения прокурора, в нем должны содержаться следующие данные:
1)   анализ общественной значимости рассматриваемого дела;
2)   анализ исследованных обстоятельств дела и доказательств, их подтверждающих или опровергающих;
3)   правовая оценка рассматриваемого спора;
4)   просьба, адресованная суду, о том, как разрешить конкретное дело.
Заключение прокурора  - важный процессуальный акт, оказывающий влияние на формирование судейского убеждения, а также на всех участников процесса, в том числе лиц, участвующих в деле, и всех граждан, присутствующих на судебном заседании.
Чаще всего прокурор не представляет в суд письменного заключения, а его устное заключение по делу заносится в протокол судебного заседания. Однако не исключается и представление прокурором письменного заключения, которое должно приобщаться к материалам дела. Представление прокурором письменного заключения не влияет на его обязанность публично зачитать его в судебном заседании, поскольку разбирательство дела по правилам ГПК РФ происходит устно.
Прокурор, давший заключение по делу, в судебных прениях участия не принимает в отличие от прокурора, по инициативе которого дело было возбуждено. Выступив в судебных прениях первым, он заключения по делу не дает.

Участие прокурора в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях

Процессуальное положение прокурора и формы его участия при разбирательстве дела в апелляционном, кассационном порядке и при рассмотрении гражданских дел в порядке надзора в новом процессуальном законодательстве существенно изменены. Прокурор лишился права на обращение в суды вышестоящих инстанций с протестами как формой реагирования на вынесение судами незаконных и необоснованных решений и иных судебных постановлений.
В настоящее время процессуальной формой участия прокурора в вышестоящих судебных инстанциях является представление, которое может быть:
- апелляционным (ч.2 ст.320, ст.331 ГПК), если обжалуется решение, определение суда первой инстанции, не вступившие в законную силу;
- кассационным (ст.376 ГПК), если обжалуются вступившие  в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации;
- принесенным в порядке надзора о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений Верховного Суда (ст. 391.1 ГПК).
Содержание этих представлений определяется в соответствующих статьях ГПК РФ:
- апелляционного – в ст.322;
- кассационного – в ст.378;
- надзорного – в ст. 391.3.
Обозначая право прокурора на принесение апелляционного   представления, законодатель не указал, какие именно должностные лица прокуратуры обладают этим правом.
В суде первой инстанции чаще всего участвует помощник прокурора, который и составляет апелляционное  представление.
Право подписать представление принадлежит как ему самому, так и  прокурору района или субъекта РФ либо их заместителям.
         В суде кассационной инстанции право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в статье 377 ГПК РФ:
1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;
2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Что касается надзорных представлений, то в ч.3 ст.391.1 ГПК установлено, что право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в ч.2 настоящей ст. 391.1 ГПК, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Во всех этих случаях прокурор может обратиться с представлением в соответствующую инстанцию только в случае, если он участвовал при разбирательстве дела в суде первой инстанции.
В судебной и прокурорской практике возник вопрос: как быть в тех случаях, когда прокурор непосредственно не участвовал в судебном процессе по различным причинам, но его участие по закону было обязательным.
Очевидно, что этот вопрос возникает только в тех случаях, когда прокурор должен был участвовать по второй форме, поскольку, обращаясь в суд с заявлением в защиту прав других лиц (первая форма), прокурор становится полноценным лицом, участвующим в деле, и имеет право на подачу представлений.
Представляется, что если федеральным законом предусмотрено обязательное участие прокурора по конкретной категории дел, то за ним сохраняется возможность принесения представлений на состоявшиеся судебные постановления по делу независимо от того, участвовал ли он лично при рассмотрении дела.








            
§3. Особенности участия в деле иных субъектов, правомочных осуществлять судебную защиту прав и законных интересов других лиц

Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц принадлежит в случаях, предусмотренных законом, на основании ст. 46 ГПК РФ следующим субъектам:
- органам государственной власти;
- органам местного самоуправления;
- организациям;
- гражданам.
В соответствии со ст. 47 ГПК РФ круг субъектов, правомочных участвовать в процессе по второй форме (дача заключения по делу), ýже. К ним относятся:
- государственные органы;
- органы местного самоуправления.
Таким образом, возможность участия в обеих формах принадлежит только:
- государственным органам;
- органам местного самоуправления.
Эти субъекты являются, как и прокурор, выразителями публичных начал процесса. Поэтому особенности их участия характеризуются определенным сходством с участием прокурора в гражданском процессе, хотя совпадают не полностью.
Их участие в процессе в разных процессуальных формах преследует различные цели. Участвуя по первой форме, они призваны оказывать помощь и содействие в судебной защите прав тем лицам, которые не в состоянии самостоятельно защищать свои интересы, либо  должны защищать публичные интересы. Что касается второй формы участия, то в их задачи входит не только оказание помощи и содействия в защите прав граждан и публичных интересов, но и помощь суду в вынесении законного и обоснованного решения по делу.
Основания их вступления в процесс различаются в зависимости от формы участия.
По первой форме участия имеются два общих основания и одно специальное.
К общим относятся:
1) указание в законе о возможности такого обращения;
2) инициатива самого органа.
Специальным можно считать наличие или отсутствие просьбы лиц, нуждающихся в защите своих прав, которая не требуется в случаях, перечисленных в ч.1 ст.46 ГПК:
1) предъявления иска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц;
2)  обращения в суд в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
По второй форме участия основаниями для вступления в процесс государственных органов и органов местного самоуправления являются:
1)    указания федерального закона;
2)    инициатива самого органа;
3)    инициатива лиц, участвующих в деле;
4)    инициатива суда.
Момент вступления по второй форме участия определен в ч.1 ст.47 ГПК – до принятия решения судом первой инстанции.
Перечень требований, по которым можно обращаться в суд в защиту интересов других лиц или давать заключение по делу, не сформулирован в ГПК в виде отдельной нормы. Эти указания по различным категориям дел даются в разрозненных нормах в ГПК РФ, Семейном кодексе РФ, а также в других федеральных законах, что, безусловно, затрудняет их применение.
Традиционно большое значение придается участию в процессе и по первой, и по второй форме участия органов опеки и попечительства. Указания об этом имеются, прежде всего, в ГПК РФ и Семейном кодексе РФ.
Обязательное участие органов опеки и попечительства предусмотрено:
1) в ГПК РФ – в следующих специальных нормах, регулирующих особое производство:
- по делам об усыновлении (ст.273 ГПК);
- по делам об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ч.1 ст.284 ГПК);
- по делам об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) (ст. 288 ГПК);
2) в Семейном кодексе РФ – в следующих специальных нормах, регулирующих рассмотрение отдельных категорий дел, связанных с защитой прав несовершеннолетних и недееспособных граждан:
- по делам о признании брака недействительным, если он заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным (ст.28 СК);
- по делам о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст.66 СК РФ);
- о лишении родительских прав (ст.70 СК РФ);
- о восстановлении в родительских правах (ст.72 СК РФ);
- об ограничении родительских прав (ст.73 СК РФ);
- по всем спорам, связанным с воспитанием детей (ст.78 СК РФ);
- об установлении усыновления (ст.125 СК РФ).
По всем перечисленным категориям дел органы опеки и попечительства участвуют по одной из двух процессуальных форм участия в процессе, причем, если они не могли или не вступили в процесс по первой форме, то они обязаны участвовать по второй в соответствии с императивными нормами об их обязательном участии. В отличие от второй формы, обращение в суд с заявлением в защиту прав несовершеннолетних или недееспособных носит диспозитивный характер. Предоставление им таких прав имеет характер дополнительной процессуальной гарантии, выражающей заинтересованность государства в полноценной защите данных субъектов, которые не в состоянии самостоятельно защитить свои права.
Придавая большое значение участию органов опеки и попечительства в спорах о воспитании детей, законодатель обязывает эти органы провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение (п.2 ст.78 СК РФ).
Очень важно, чтобы в акте обследования были отражены не только жилищно-бытовые условия обследуемых и их материальное положение, но и личные качества этих лиц, их отношение к ребенку и его личная привязанность к обследуемым, условия жизни ребенка.
На основании акта обследования орган опеки составляет письменное заключение, подписываемое руководителем соответствующего органа, в котором должны содержаться мотивированные выводы об обоснованности заявленного в суд требования и о том, как следует разрешить конкретный спор в суде.
Все эти положения семейного законодательства имеют императивный характер, в связи с чем им справедливо придается большое значение в судебной практике.
С начала 90-х годов в России наблюдается тенденция при принятии новых федеральных законов расширять не только сферу судебной защиты, но и круг субъектов, управомоченных на обращение в суд в защиту коллективных интересов либо неопределенного круга лиц. 
Так, с принятием законов о защите прав потребителей создана целая система органов, целью и задачей которых является защита прав потребителей.
Так, на основании п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. (в ред. Федерального закона от 02.11.2004г. №127-ФЗ) право на предъявление исков к изготовителям (исполнителям, продавцам) имеют, кроме самих потребителей, права которых нарушены, также:
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы);
- иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы);
- органы местного самоуправления;
- общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), причем все эти субъекты могут предъявлять иски в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей и при обращении в суд освобождаются от уплаты госпошлины.
Новая федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, организованная на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004г., сокращенно именуемая Роспотребнадзор, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению функций по контролю и надзору в сфере обеспечения благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
  Согласно ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде (ст. 11,12).
Так, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) по Республике Дагестан предъявляются иски в суды общей юрисдикции и арбитражный суд о возмещении причиненного ущерба по различным экологическим и земельным правонарушениям, в т.ч.:
1)    в сфере водопользования;
2)    в сфере загрязнения атмосферного воздуха;
3)    в сфере недропользования;
4)    в сфере землепользования.
В качестве примера можно привести гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РД к гр-ну А. о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду на сумму 10,5 млн. руб., об обязании снести незаконно возведенные строения и провести рекультивацию нарушенных земель лесного фонда.
Решением Кумторкалинского райсуда Республики Дагестан исковые требования были полностью удовлетворены, а исполнительные листы переданы для исполнения.
Имеются и другие федеральные законы, содержащие положения о наделении различных органов правом обращаться в суд в защиту прав других лиц.

Круг лиц, обладающих правом обращаться в суд в защиту прав других лиц, продолжает расширяться.
На основании Федерального конституционного закона от 26.02.1997г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» эта должность впервые была учреждена в России в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.[1]
Уполномоченный по правам человека имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах.
В настоящее время институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена) учреждается во многих регионах РФ, что способствует усилению внимания к фактам нарушения прав человека со стороны различных государственных структур и реагирования на них.
Субъекты, вступающие в процесс на основании ст.46 или 47 ГПК РФ, относятся к лицам, участвующим в деле (ст.34 ГПК). Они наделяются тем же комплексом процессуальных прав и обязанностей, что и другие лица, участвующие в деле, за некоторыми исключениями, связанными с отсутствием у этих субъектов материально-правовой заинтересованности.
Из процессуальных прав и обязанностей субъектов, обратившихся в суд за защитой прав других лиц, исключены право на заключение мирового соглашения и обязанность по уплате судебных расходов. В случае же отказа этих субъектов поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа от иска, наступают процессуальные последствия, предусмотренные ч.2 ст.45 ГПК (ч.2 ст.46 ГПК).
Как и все лица, участвующие в деле, эти субъекты должны активно собирать необходимые доказательства, представлять их суду, участвовать в их исследовании, заявлять необходимые ходатайства, задавать вопросы участникам процесса, независимо от того, в какой форме они участвуют при разбирательстве дела в суде.
В ГПК РФ установлены определенные различия в регулировании участия этих субъектов при подведении итогов судебного разбирательства в суде первой инстанции в зависимости от формы их участия.
При вступлении в процесс по первой форме они участвуют в судебных прениях, причем на основании ч.3 ст.190 ГПК они выступают в судебных прениях первыми, аналогично прокурору, по инициативе которого было возбуждено дело. Кроме того, они пользуются правом выступить с репликами после произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, в связи со сказанным в их речах.
Субъекты, вступившие в процесс для дачи заключения по делу (вторая форма участия), свое итоговое выступление делают после исследования всех доказательств по делу, после заслушивания которого председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным и суд переходит к судебным прениям. В судебных прениях эти субъекты уже не принимают участия.
 Если по конкретному делу в суде первой инстанции принимают участие и прокурор, и соответствующий орган, причем оба – для дачи заключения по делу (вторая форма), то исходя из текста ст.189 ГПК, слово для заключения дается сначала прокурору, а затем уже органу. Допускаются как устная, так и письменная форма этих заключений, приобщаемых к материалам дела, либо заносимых в протокол судебного заседания.
Заключение по делу, даваемое соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления, впрочем, как и заключение прокурора, не имеет доказательственного значения, но призвано помочь суду вынести по делу законное и обоснованное решение.

В действующем ГПК не предусмотрено участие государственных органов и органов местного самоуправления в иных процессуальных формах, кроме обращения в суд с заявлением или дачи заключения по делу.
Между тем, в других федеральных законах, а также в судебной практике могут встречаться и иные формы участия, в частности, в роли процессуального ответчика, защищающего интересы недееспособного или несовершеннолетнего гражданина.
Так, в тех случаях, когда родителям неизвестно, кто усыновил их ребенка, требование об отмене усыновления предъявляется к органу опеки и попечительства по месту вынесения решения об усыновлении.[2]
Орган опеки и попечительства может быть процессуальным ответчиком по искам о восстановлении родительских прав, об отмене ограничения родительских прав, о возврате ребенка, что вытекает из анализа соответствующих правил Семейного кодекса РФ.
Наконец, в п.2 ст.79 СК РФ предусмотрено обязательное участие органа опеки и попечительства в случае принудительного исполнения решений суда, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (другим лицам).
Подводя итог изложенному, следует сделать общий вывод о правильности позиции законодателя, сохранившего в новом ГПК РФ возможность участвовать в гражданском процессе не только тем лицам, которые защищают свои субъективные права и законные интересы, но и субъектам, вступающим в процесс для защиты чужих интересов. Их участие не только не ограничивает права материально заинтересованных субъектов, но является дополнительной правовой гарантией защиты субъективных прав и законных интересов, особенно тех субъектов, которым это сделать затруднительно или вообще невозможно вследствие их возраста, психического состояния, материального положения и др.


§4. Проблемы оказания юридической помощи по гражданским делам

Развитие принципа состязательности гражданского процесса предполагает наличие развитой юридической помощи сторонам, другим лицам, участвующим в деле, при ведении процесса.
Конституцией РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Данное конституционное право, впервые закрепленное в ст.48 Конституции РФ, должно быть не только провозглашено, но и реально предоставлено гражданам, нуждающимся в такой помощи, регулируемой в современном законодательстве, в котором должны содержаться соответствующие положения.
В сфере оказания юридических услуг населению ведущее место принадлежит адвокатуре, нормальное функционирование которой во многом зависит прежде всего от нормативного закрепления основ ее организации и деятельности.
         Общие положения об адвокатской деятельности, права и обязанности адвоката, его статус, организация адвокатской деятельности и адвокатуры, регулируются Федеральным  законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
В законе определены следующие организационные формы адвокатских образований:
- адвокатский кабинет, учреждаемый адвокатом, решившим осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально (ст.21 Закона);
- коллегия адвокатов, учреждаемая двумя и более адвокатами, действующая на основании учредительного договора и устава и являющаяся юридическим лицом (ст.22 Закона);
- адвокатское бюро, учреждаемое двумя или более адвокатами и действующее на основании партнерского договора (ст.23 Закона);
- юридическая консультация, учреждаемая на территории данного судебного района по решению адвокатской палаты, если на его территории общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях составляет менее двух на одного федерального судью. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения (ст.24 Закона).
Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
Органами адвокатского самоуправления являются адвокатские палаты, создаваемые на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.
Адвокатская палата субъекта РФ является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ.
Она создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта РФ, организации юридической помощи, оказываемой гражданам РФ бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката (ст.29 закона).
Высшим органом адвокатской палаты  субъекта РФ является собрание (конференция) адвокатов, созываемое не реже одного раза в год. Конференция созывается в тех регионах, где численность адвокатской палаты превышает 300 человек.
Коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты является совет адвокатской палаты, избираемый собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты. Совет обновляется один раз в два года не менее чем на одну треть.
К полномочиям совета адвокатской палаты относятся:
- избрание из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года;
 определение полномочий президента и вице-президентов;
- определение нормы представительства на конференцию и порядок избрания делегатов;
- обеспечение доступности юридической помощи, оказываемой гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ и многие другие полномочия, указанные в п.3 ст. 31 Закона.
На уровне Российской Федерации действуют:
- Федеральная палата адвокатов РФ (ст.35 Закона);
- Всероссийский съезд адвокатов (ст.36 Закона);
- Совет Федеральной палаты (ст.37 Закона).
Все они наделены соответствующими полномочиями для координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Предоставление бесплатной юридической помощи так же, как и в России, является весьма актуальной проблемой. Объем такой помощи порой доходит до 50% всех гражданских дел и уголовных дел. В настоящее время практикуется освобождение клиента в зависимости от его материального состояния от части судебных расходов.
В ст. 26 Закона предусмотрено, что юридическая помощь гражданам РФ, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, оказывается бесплатно в определенных случаях, а именно:
1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.
Юридическая помощь оказывается также бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Данный перечень является очень узким и, безусловно, не охватывает решения тех проблем, которые возникают при оказании бесплатной юридической помощи.
К тому же, в течение долгого времени не был проработан механизм предоставления данной услуги. Хотя эта услуга является бесплатной для гражданина, ее получающего, ее оказание должно компенсироваться адвокату, работающему на возмездных началах и не получающему какой-либо финансовой помощи со стороны государства в своей деятельности.
Правительством Республики Дагестан только в Постановлении от 2 октября 2008г. №335 был утвержден порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам РФ в Республике Дагестан.
Утвержденный порядок является довольно громоздким и до настоящего времени применяется не очень активно.
Важным шагом в обеспечении права на бесплатную юридическую помощь в России стало принятие Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "Обесплатной юридической помощи в Российской Федерации"*(24) (далее Закон N 324-ФЗ), вступившего в силу 15 января 2012 г.
До указанной даты законодателем были предусмотрены три случая, когда лицо могло гарантированно рассчитывать на бесплатную юридическую помощь:
1) статус подозреваемого(обвиняемого) (ч. 4 ст. 116 Уголовно-процессуального кодекса РФ)*(25). Если адвокат участвует в предварительном расследовании или судебном разбирательстве по назначению (дознавателя, следователя или суда), расходы на оплату его труда несет федеральный бюджет (ч. 5 ст. 150УПК РФ);
2) статус военнослужащего либо гражданина, уволенного с военной службы, а также членов его семьи (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих")*(26). Возможность получения такими лицами бесплатной юридической помощи ограничена лишь вопросами прохождения военной службы и рамками производства уголовного дела;
3) статус гражданина Российской Федерации, среднедушевой доход семьи которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации, а также статус одиноко проживающего гражданина, доходы которого ниже аналогичной величины (ст. 26 Закона об адвокатуре). Причем адвокаты гарантированно оказывали бесплатную юридическую помощьлишь в пяти установленных законом сл учаях:
- истцам по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
- ветеранам Великой Отечественной войны по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
- гражданам Российской Федерации при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
- гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией;
- несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во всех случаях.
Закон N 324-ФЗ изменил перечень таких оснований и добавил условие о том, что адвокат должен являться участником государственной бесплатной юридической помощи В связи с этим необходимо отметить, что современным законодателем определены круг субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, и организационно-правовые системы ее оказания. Согласно статье 7 вышеуказанного закона субъекты это физические и юридические лица, являющиеся участниками государственной и негосударственной систем оказания квалифицированной правовой помощи, а также иные лица, имеющие право на бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 15 Закона участниками государственной бесплатной юридической помощи являются:
- федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
- органы исполнительной власти субъектов Федерации и подведомственные им учреждения;
- органы управления государственных внебюджетных фондов;
- государственные юридические бюро.
Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном федеральным законодательством и законами субъектов Федерации.
В то время как негосударственная бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах, ее участниками являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры  бесплатной юридической помощи (ст. 22 Закона N 324-ФЗ). Согласно статье 24 рассматриваемого закона в целях оказания гражданам бесплатной юридической помощи некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Федерации, нотариусы, нотариальные палаты могут создавать негосударственные центры   бесплатной юридической помощи.
Таким образом, адвокаты по-прежнему занимают особое положение в системе оказания бесплатной юридической помощи, правового информирования и просвещения населения, так как одновременно могут являться участниками и государственной, и негосударственной систем оказания бесплатной правовой помощи.
Важной особенностью Закона N 324-ФЗ является то, что его положения не распространяются на отношения, регулируемые УПК РФ, так как в силу пункта 2 ст. 3 Закона отношения, связанные с бесплатной юридической помощью в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.
Статья 20 данного закона содержит следующий перечень категорий граждан, которые могут воспользоваться  бесплатной юридической помощью всех видов в рамках государственной системы оказания такой квалифицированной помощи:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II групп;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием  бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за бесплатной юридической помощипо вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
6) усыновители, если они обращаются за оказанием  бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
9)граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
11) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи  в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Федерации.
С одной стороны, приведенный перечень является исчерпывающим, поэтому говорить о введении широкомасштабной  различным слоям населения не приходится. С другой стороны, последний пункт позволяет не только федеральным, но и региональным властям постоянно расширять указанный список.
В процессуальной науке давно ведется дискуссия о процессуальном положении судебного представителя.
Еще в 50-70е годы прошлого века большинство процессуалистов высказывались за то, что представители сторон и третьих лиц относятся к лицам, участвующим в деле (А.А. Мельников, П.П. Гуреев, Д.М.Чечот, Н.А.Чечина, И.М. Ильинская, Л.Ф. Лесницкая, В.К. Пучинский).
Им возражали такие известные процессуалисты, как М.А. Гурвич, С.М, Абрамов, А.А. Добровольский, полагавшие, что представители не имеют собственного юридического интереса в деле, их участие в процессе не носит самостоятельного характера.
Более убедительными были утверждения А.А. Мельникова, доказывающего, что юридический интерес может носить не только материально-правовой, но и процессуальный характер. А у представителя есть процессуальный интерес в исходе дела, который может быть конкретизирован как должностной, общественный, личный, такой же, как и некоторых других лиц, участвующих в деле.
В связи с разработкой проекта нового ГПК дискуссия о процессуальном положении судебного представителя вновь оживилась, причем ученые активно высказывались за признание представителя лицом, участвующим в деле.
За признание представителей лицами, заинтересованными в исходе дела, выступили такие ученые, как М.А. Викут, А.А. Власов, С.М. Пелевин – представители разных научных школ.
Несмотря на такое единодушие ведущих ученых-процессуалистов, в ГПК РФ была отражена позиция прежнего ГПК по данному вопросу, по которой представители не относятся к лицам, участвующим в деле.
Представляется, что положительное решение данного вопроса будет соответствовать общей тенденции развития гражданского судопроизводства в русле его состязательности. Между тем, роль представителя в современном гражданском процессе усиливается. Престижу его участия в процессе должно соответствовать и его процессуальное положение, отнесение его к числу важнейших участников процесса, а не лиц, содействующих правосудию. Ведь сравнение его роли в процессе с такими участниками, как свидетели, переводчики, эксперты, показывает, что представители гораздо ближе к таким участникам, как прокурор, государственные органы и другие лица, обращающиеся в суд за защитой прав других лиц. Что касается такого вида судебного представительства, как законное, то права и обязанности законных представителей по существу мало чем отличаются от прав и обязанностей лиц, участвующих в деле.
Интересно, что в странах СНГ по-разному определяют процессуальное положение судебных представителей. Такая разноречивость наблюдалась еще в 60-е годы, когда последний раз обновлялось советское процессуальное законодательство. К лицам, участвующим в деле, представителей относили во всех прибалтийских республиках, на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Таджикистане.
В настоящее время при обновлении гражданского процессуального законодательства в республиках Молдова, Беларусь, Таджикистан и некоторых других судебные представители признаются лицами, участвующими в деле.
Среди российских процессуалистов дискуссия о процессуальном положении представителей продолжается и в новейших исследованиях.
Так, Т.В. Сахнова в «Курсе гражданского процесса» отстаивает позицию о том, что судебные представители могут быть отнесены к участвующим в деле лицам, т.к. обладают всеми необходимыми для этого атрибутами: процессуальной заинтересованностью, наличием самостоятельной процессуальной функции, общими процессуальными правами и обязанностями, свойственными всем участвующим в деле лицам. По ее мнению, структурные особенности законодательства не являются достаточными аргументами для определения места представителей в системе участников гражданского процесса.
Анализируя позиции законодателя и мнения ученых о процессуальном положении судебных представителей, можно предположить, что судебные представители относятся к особой группе участников гражданского процесса, не вписывающейся в общепризнанную классификацию участников гражданского процесса на две группы лиц: участвующих в деле и содействующих правосудию.
Процессуальное положение представителей отличается и от лиц, участвующих в деле, и от тех, кто содействует правосудию.
Мало того, сама группа представителей в суде также неоднородна по самым разным признакам: начиная от видов представительства и кончая полномочиями разных категорий судебных представителей.
Поэтому неслучайно вопросы участия представителей в суде выделены в самостоятельную главу, в которой сосредоточен основной комплекс процессуальных норм, регулирующих особенности вступления в процесс, виды представительства, полномочия представителей и др. (ст.48-54 ГПК РФ).
Думается, судебные представители должны быть выделены в самостоятельную группу участников, наделенных большим комплексом процессуальных прав и обязанностей, который существенно различается в разных видах представительства.
Участие судебных представителей по гражданским делам приобретает все большее значение с развитием состязательности гражданского процесса.
Процессуальное регулирование их деятельности должно совершенствоваться с учетом тех задач, которые стоят перед судами в современный период, а также международного опыта развития организации и деятельности адвокатуры, оказания юридической помощи по гражданским делам.


Комментарии