ФАБУЛА
ДЕЛА «ОТЦОВСТВО БЕЗ НАДЕЖДЫ»
Санкт-Петербург,
2000-е годы. История, растянувшаяся на десятилетие.
Юле
всего четырнадцать. Почти всю свою сознательную жизнь она не видела отца. Её
родители развелись, когда ей было четыре года, и с тех пор её отец, Евгений
Викторович, стал для неё призраком из прошлого – человеком, чьё существование
она помнила лишь по редким, обрывочным воспоминаниям, чаще неприятным.
Её
мать, Елена Александровна, все эти годы одна тянула на себе воспитание дочери.
Она вышла замуж повторно, и отчим по сути заменил Юле родного отца. Он
заботился о ней, водил в школу, интересовался её успехами. А где же был её
биологический отец?
Хроника
отсутствия:
·
Алименты: Евгений Викторович платил их нерегулярно, с постоянными задержками.
Этого катастрофически не хватало, и он сам признавал это в суде, цинично
заявляя, что «мать и так хорошо обеспечивает дочь».
·
Общение: За последние восемь лет он виделся с дочерью лишь два раза – в 1999 и
2000 годах. Он не знал, в какой школе она учится, чем увлекается, не
интересовался её здоровьем.
·
Препятствия для развития: Юля талантливо занималась хореографией и её
коллективу предлагали гастроли за границей. Но для выезда требовалось
нотариальное согласие обоих родителей. Найти отца в нужный момент было
невозможно. Из-за этого девочке пришлось оставить любимое дело и пропустить
уникальную возможность.
·
Травма из детства: Юля помнит, как в четыре года отец поднял руку на её мать. А
в 1996 году, когда в их семье случились трудные времена, он наотрез отказался
взять дочь к себе, даже временно.
Позиции
сторон:
·
ИСТЕЦ (Мать Елена Александровна): Требует лишить Евгения Викторовича
родительских прав.
Её аргументы: Систематическое уклонение отца от исполнения родительских
обязанностей на протяжении более 10 лет. Его полное безразличие к жизни,
здоровью и развитию дочери. Его действия (вернее, бездействие) нанесли ребёнку
моральную травму и лишили её возможностей для развития.
ОТВЕТЧИК
(Отец Евгений Викторович): Формально против иска, но свои возражения по
существу не представляет.
Его позиция (слабая): Он не оспаривает, что не общается с дочерью и платит мало
алиментов. В суд он не является, отказывается получать повестки, чем лишь
подтверждает своё полное равнодушие к судьбе ребёнка. Его главный «аргумент» –
надежда на формальность: раз он не лишён прав, значит, всё не так плохо.
Мнение
ребёнка:
Юля,
несмотря на юный возраст, чётко и осознанно выразила свою позицию суду. Она
заявила, что ждала внимания отца, пыталась ему звонить, но в итоге поняла, что
он не хочет с ней общаться. Она испытывает обиду и стыд за него. Процесс
лишения прав она не просто не оспаривает – она его поддерживает, видя в этом
акт справедливости и окончание мучительной неопределённости.
Задание:
Вам
предстоит разделиться на команды и провести заключительные прения по этому
делу, используя представленные доказательства и свидетельские показания.
1.
Команда истца (Адвокат матери): Ваша задача – убедить суд, что дальнейшее
сохранение родительских прав за отцом является бессмысленным и вредным для
ребёнка. Он давно перестал быть отцом не только де-факто, но и де-юре, и
единственный способ защитить интересы Юли – разорвать эту формальную связь.
2.
Команда ответчика (Адвокат отца): Ваша задача – сложная, но не безнадёжная.
Попытайтесь найти аргументы в его защиту. Ссылайтесь на то, что конфликт между
взрослыми не должен лишать отца прав. Укажите на то, что он не лишён возможности
исправиться, а положительные характеристики с работы говорят о его потенциале.
Ваша цель – убедить суд дать ему последний шанс.
Судье
предстоит решить: Является ли безразличие и пассивное уклонение от родительских
обязанностей на протяжении многих лет достаточным основанием для применения
«крайней меры»? Или у отца, осознавшего свои ошибки, ещё есть шанс на
исправление?
ФАБУЛА ДЕЛА «СУДЬБА МАЛЕНЬКОГО ДАНИЛА»
Воркута, 2010 год. Заполярный город, где жизнь испытывает на прочность каждого.
Маленький Данил, трёх лет от роду, уже полтора года не видел свою маму, Анну. Он живет в уютной трёхкомнатной квартире с бабушкой, Ириной Сергеевной, которую и называет мамой. У него есть своя кроватка, игрушки и всё, что нужно ребёнку. Он ходит в детский сад «Радуга», и его всегда забирает бабушка. Воспитатели никогда в жизни не видели его родную мать.
Анна, мать Данила, молодая женщина. Её жизнь — это череда съёмных комнат, временных работ и сложных отношений с собственной матерью. После смерти отца ребёнка она оставила сына на попечение бабушки и исчезла. С тех пор её жизнь стала похожа на бег по кругу: устроится на работу — уволится, снимет комнату — съедет. Её собственная квартира превратилась в руины и непригодна для жизни.
История конфликта:
Январь 2009: Анна уходит из дома, оставив Данила с бабушкой. С этого момента её участие в жизни сына сводится к нулю.
Сентябрь 2009: Бабушка подаёт иск об ограничении Анны в родительских правах, но суд отказывает. Судья тогда не увидел «непосредственной опасности» для ребёнка. В суде Анна клянется, что хочет воспитывать сына, но бабушка ей мешает.
После суда: Клятвы Анны так и остаются словами. Она не создаёт условий для жизни с сыном, не навещает его, не звонит. Единственный её визит к дому бабушки заканчивается скандалом глубокой ночью. Участковый инспектор, свидетельствуя в суде, говорит, что у Анны тогда «и вида не было, что ребёнок ей нужен».
Лето 2010: Бабушка встречает Анну с подругой в кафе. Та обещает навестить сына, но снова исчезает.
Кульминация: Анна отзывает у бабушки доверенность на получение пенсии по потере кормильца, которую та тратила на Данила, лишив ребёнка и этого источника содержания. Она запрещает вывозить мальчика на летний отдых из Воркуты, но сама ничего для его оздоровления не делает.
Позиции сторон на предстоящем суде:
ПРОКУРОР и ОРГАН ОПЕКИ: требуют лишить Анну родительских прав.
Их козыри: Полное самоустранение Анны от воспитания и содержания ребёнка на протяжении почти двух лет. Отсутствие жилья и стабильного заработка. Антиобщественный образ жизни (что подтверждают беседы с соцработниками и административные протоколы). Её собственные показания, где она не может назвать имя воспитателя сына или участкового педиатра.
АННА (ОТВЕТЧИК): против лишения прав.
Её позиция: Она утверждает, что бабушка препятствует её общению с ребёнком. Говорит, что ждёт решения суда, чтобы «начать всё с чистого листа» и «исправиться». Она работает продавцом-кассиром и имеет положительную характеристику с работы, что доказывает её способность к социальной адаптации.
Главная интрига:
Судье предстоит решить: является ли поведение Анны злостным уклонением от родительских обязанностей, достаточным для бесповоротного акта — лишения прав? Или у матери ещё есть шанс, а её нынешнее положение — следствие жизненных обстоятельств и конфликта с бабушкой?
Задание для студентов:
Вам предстоит разделиться на команды и провести судебные дебаты, отстаивая одну из позиций:
1. Команда истца (Прокурор + Орган опеки): Ваша задача — доказать, что Анна — «пропащая» мать, не оставляющая ребёнку другого выбора, кроме как разорвать с ней правовую связь.
2. Команда ответчика (Адвокат Анны): Ваша задача — спасти её родительские права, убедив суд, что она — жертва обстоятельств и сложных семейных отношений, но готова исправиться.
Используйте фабулу, чтобы найти все сильные и слабые стороны вашей позиции и построить убедительную правовую аргументацию. Судья (преподаватель) выслушает вас и вынесет вердикт!
Комментариев нет:
Отправить комментарий