Задание и материалы для п/з по экологическому праву

Тема 7. Право природопользования
1.     Понятие права природопользования, его виды и принципы.
2.     Право общего природопользования.
3.     Право специального природопользования.
4.     Субъекты и объекты права природопользования.
5.     Права и обязанности природопользователей. 

РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:
Задача 4
Предприниматель взял в аренду часть озера, изолировав его дамбой и установив ограждение. Целью аренды водного объекта было разведение нескольких видов рыб для организации любительского рыболовства, для чего обособленной части озера компетентными органами был присвоен статус рыбопромыслового участка.
Граждане близлежащего поселка обратились в прокуратуру с заявлением о сносе ограждения и допуске их на территорию рыбопромыслового участка, поскольку у них есть гарантированное законодательством право пользования водными объектами в форме свободного доступа к ним, купания и рыбной ловли.
Предприниматель, возражая против допуска посторонних лиц на территорию своего рыбопромыслового участка, указал, что он несет затраты на приобретение мальков рыб, их кормежку и содержание части озера в требуемом договором аренды санитарном состоянии.

Было ли нарушено право природопользования?
Задача 2
Производственный кооператив «Таежник» осуществлял закупку у населения лесных грибов, ягод, лекарственных трав, орехов, шкур ценных животных. Администрация муниципального образования потребовала от руководства кооператива ежеквартально вносить плату за пользование лесами и объектами животного мира. Суммы платежей планировалось использовать на проведение лесовосстановительных и противопожарных мероприятий.
Оцените законность действий администрации. 
Задача 3
На территории государственного природного заповедника «Кузнецкий Алатау» был задержан Икотин. Его пребывание в заповеднике сопровождалось сбором ягод, при себе у него было ружье. Икотин пояснил, что заблудился, ягоды собирал, так как захотел есть. Дважды он пытался застрелить зайца, но не попал.
Можно ли рассматривать действия Икотина как экологическое правонарушение? Если да, то в каком порядке и к какой ответственности он должен быть привлечен?
Задача 4.
     Наврузов М. на территории РУПП «Гранит» г. Южно-Сухокумск Ногайского района загрузил машину щебня. При задержании Наврузов констатировал, что осуществлял общее пользование недрами, так как щебень предназначался не для продажи, а удовлетворения своих собственных нужд – строительства индивидуального жилого дома.
     Квалифицируйте  действия  Наврузова?
 Нормативно- правовые акты 
1.      Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №  7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) / Собрание законодательства Российской Федерации, 04.08.2014, № 31, ст. 4398., Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
2.      Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015. (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) "Российская газета", N 277, 08.12.2006, "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5278, "Парламентская газета", N 209, 14.12.2006.
3.       Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, изменения, внесенные Федеральными законами от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 29.12.2015) и от 29.12.2015 N 404-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2016 года. "Российская газета", N 6, 12.01.2002,"Парламентская газета", N 9, 12.01.2002,"Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133
4.      Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета, N 121, 08.06.2006.
5.      Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147, "Парламентская газета", N 204-205, 30.10.2001, "Российская газета", N 211-212, 30.10.2001.
6.        Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015)"О недрах" (с изм. и доп., вступ.  в силу с 01.01.2016) "Собрание законодательства РФ", 06.03.1995, N 10, ст. 823, "Российская газета", N 52, 15.03.1995.
7.      Закон Республики Дагестан от 13.03.2015 N 24 "О недрах" (принят Народным Собранием РД 26.02.2015) "Дагестанская правда", N 118-119, 17.03.2015.

8.      О континентальном шельфе Российской Федерации Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 04.12.1995, N 49, ст. 4694,"Российская газета", N 237, 07.12.1995. Изменения, внесенные Федеральным законом от 02.05.2015 N 127-ФЗ, вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.05.2015).

9.      Об особо охраняемых природных территориях Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 20.03.1995, N 12, ст. 1024, "Российская газета", N 57, 22.03.1995. Изменения, внесенные Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ, вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 13.07.2015).

10.  О животном мире:  Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ, ред. от 07.05.2013 г. № 104-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации, 24.04.1995 г., № 17, ст. 1462 "Собрание законодательства РФ", 20.03.1995, N 12, ст. 1024, "Российская газета", N 57, 22.03.1995.

11.  Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 N 45 (ред. от 08.07.2015) "О земле"(принят Народным Собранием РД 25.12.2003г.
12.  Закон Республики Дагестан от 29.11.2007 N 59 (ред. от 08.02.2016) "Об охране и использовании объектов животного мира в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 21.11.2007)

 РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:
Задача 4
Предприниматель взял в аренду часть озера, изолировав его дамбой и установив ограждение. Целью аренды водного объекта было разведение нескольких видов рыб для организации любительского рыболовства, для чего обособленной части озера компетентными органами был присвоен статус рыбопромыслового участка.
Граждане близлежащего поселка обратились в прокуратуру с заявлением о сносе ограждения и допуске их на территорию рыбопромыслового участка, поскольку у них есть гарантированное законодательством право пользования водными объектами в форме свободного доступа к ним, купания и рыбной ловли.
Предприниматель, возражая против допуска посторонних лиц на территорию своего рыбопромыслового участка, указал, что он несет затраты на приобретение мальков рыб, их кормежку и содержание части озера в требуемом договором аренды санитарном состоянии.
Решите спор. Какое решение должна принять прокуратура по жалобе жителей поселка?

НАУЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Документ предоставлен КонсультантПлюс


О НЕКОТОРЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПОНЯТИЯ
"ПРАВО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ" КАК ВИДА ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУП К ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ

Исследуя понятие "право природопользования", которое при первом приближении к проблеме представляет собой совокупность всех установленных нормами действующего законодательства форм воздействия человека на окружающую среду в целях удовлетворения экономических, социальных и культурных потребностей общества и личности, следует отметить многозначность и сложность этой правовой категории.
"Право природопользования" может быть рассмотрено в разных аспектах:
- в качестве совокупности правовых норм, регулирующих механизм использования природных ресурсов и полезных для человека свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных <1>;
--------------------------------
<1> Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1995. С. 143.

- в качестве правового института;
- в качестве одного из объектов науки экологического права;
- в качестве формы общественного производства;
- в качестве правоотношения;
- в качестве совокупности прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов <2>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.
<2> Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. М.: Эксмо, 2005. С. 382; Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристъ, 2004. С. 159.

Кроме того, в ряде исследований право природопользования трактуется как естественное неотчуждаемое право человека <3>, как конституционное экологическое право гражданина <4>, в других же случаях - как его неконституционное право <5>. Интересен также подход, в соответствии с которым право природопользования рассматривается как включающее в себя объективное право, состоящее из системы правовых норм, регулирующих отношения природопользования, и субъективное право на использование природного ресурса <6>.
--------------------------------
<3> Никишин В.В. Доступ к природным ресурсам: концепции правового регулирования // Петербургский юрист. 2014. N 3. С. 56.
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (постатейный) (под ред. О.Л. Дубовик) включен в информационный банк.
<4> Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ / Под ред. д.ю.н., проф. О.Л. Дубовик // СПС "ГАРАНТ", 2010.
<5> Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юрид. учеб. заведений. М.: Юристъ, 1998. С. 132 - 135.
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.
<6> Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Указ. соч. С. 382; Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристъ, 2004. С. 382; Никишин В.В. О выборе надлежащего способа защиты прав природопользователей // Экологическое право. 2014. N 1. С. 17 - 21.

Особенно же значимо для нашего исследования то, что проблематика реализации права природопользования в современных условиях рассматривается в первую очередь в качестве социальной задачи государства <7>, особенно в контексте рассуждений о многоцелевом и эффективном, неистощительном и рациональном природопользовании. При этом содержание и реализация права природопользования определяются совокупностью всех прав и обязанностей его субъектов. Таковыми могут являться российские граждане и их объединения, органы государственной власти и управления Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления (при этом публичные образования, реализуя свои функции собственника, в целом, как правило, не осуществляют правомочия использования природных ресурсов - они предоставляют их в пользование другим субъектам права), совместные предприятия с участием российских и иностранных физических и юридических лиц, иностранные граждане и организации <8>, иностранные государства, международные организации. Объем прав и обязанностей названных субъектов различен и регламентируется нормами действующего законодательства.
--------------------------------
<7> Боголюбов С.А. Экологический потенциал Конституции // Журнал российского права. 2013. N 10. С. 7 - 8.
<8> О правах иностранных граждан и юридических лиц см., например: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. проф. А.А. Ялбулганова // СПС "ГАРАНТ", 2010.

По объектному составу выделяют несколько видов права природопользования: право недропользования, водопользования, лесопользования, землепользования, пользования атмосферным воздухом, пользования объектами животного мира и пр. <9>. Предметом данного исследования является право лесопользования - особый вид права природопользования, который связан с использованием и охраной лесов (в первую очередь лесов, произрастающих на разных категориях земель, и земель лесного фонда), может осуществляться как с предоставлением лесных участков, так и без такового, а также с изъятием или без изъятия лесных ресурсов и требует установления особого правового режима <10>. Право лесопользования может быть рассмотрено как обеспеченная законом возможность эксплуатации (в первую очередь хозяйственной) лесов в качестве природных объектов и ресурсов <11> и извлечения из них полезных свойств и доходов <12>. При этом наиболее обсуждаемой в научных исследованиях в настоящее время является точка зрения, в соответствии с которой все виды использования лесов подразделяют на "лесопользование" и "землепользование" <13>.
--------------------------------
<9> Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Указ. соч. С. 382.
<10> Пункт 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 3. Ст. 429.
<11> Под лесными ресурсами принято понимать преимущественно экономическую составляющую содержания понятия "лес" - т.е. пригодность для эксплуатации, вовлечения в хозяйственную деятельность и извлечения полезных свойств (см.: Яковлева Т.А. Объективные и субъективные признаки административных правонарушений в области лесопользования // Административное право и процесс. 2013. N 8. С. 29 - 32). При этом высказывается опасение, что в спорных ситуациях "лес" будет пониматься не как экологическая система, а именно как природный ресурс (см.: Чураков Д. Новеллы в регулировании лесопользования // Законность. 2007. N 8. С. 41 - 43).
<12> Горбовой В.Ф. Лесное право. Свердловск, 1977. С. 23.
<13> Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 124.

Нормами действующего законодательства установлены правила реализации права общего и права специального природопользования, классифицируемых сообразно критериям: основания возникновения, статус субъекта права природопользования <14>.
--------------------------------
<14> См.: Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов. М.: Городец, 2008. С. 275.

Право общего природопользования возникает непосредственно из нормативных правовых актов <15>; характеризуется личностным характером пользования; связано с реализацией права человека на благоприятную окружающую среду <16>; не связано с необходимостью предварительного осуществления субъектом природопользования каких-либо юридических действий; характеризуется также преимущественно отсутствием специальных ограничений (хотя в ряде случаев условия и пределы общего природопользования все же устанавливаются), отсутствием необходимости применения специальных технических средств и технологических устройств; носит бесплатный характер.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.
<15> См.: Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристъ, 2004. С. 162.
<16> См.: Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Указ. соч. С. 383.

Право специального природопользования характеризуется значительным воздействием на окружающую среду; экономическим и хозяйственным интересом осуществляющего его субъекта <17>; определением правового статуса субъекта природопользования; необходимостью в специальном юридическом оформлении этого права; выделением природных объектов или их частей в обособленное пользование соответствующим субъектам; существованием, как правило, необходимости в применении специальных технологических средств при освоении природных ресурсов; установлением правил и ограничений использования ресурсов; возмездным характером такого вида природопользования.
--------------------------------
<17> Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. 2-е изд. М.: Юристъ, 1996. С. 188.

Небезынтересным представляется исследование соотношения содержания терминов "право природопользования" и "право на доступ к природным ресурсам". Известная сложность анализа понятия "право на доступ к природным ресурсам" касается субъектного состава носителей данного права. В теории науки экологического права рассматривается проблематика права на доступ к природным ресурсам общества и населения (а также проблема обеспечения публичных интересов при этом <18>); проблема реализации гарантий доступа к природным ресурсам юридических лиц <19>; но приоритетным является исследование содержания права граждан на доступ к природным ресурсам. При этом отмечается, что данное право в большей степени принадлежит человеку, нежели гражданину, и является одним из составляющих компонентов еще одного права - права на развитие, трактуемого в контексте реализации концепции устойчивого развития, определяемой нормами международного права <20>. Право граждан на доступ к природным ресурсам основано на ст. 9 Конституции РФ <21>, согласно которой использование и охрана природных ресурсов осуществляются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. С одной стороны, в содержание понятия "право граждан на доступ к природным ресурсам" возможно включить и право на равный и справедливый доступ к природным ресурсам как к природному капиталу общества и государства, а также право свободного доступа к природным ресурсам для удовлетворения личных потребностей граждан <22>. С другой стороны, при том, что "право на доступ к природным ресурсам" предусматривает определенную свободу природопользования и личностный характер такового, оно не может носить абсолютного характера <23> с позиций прямо установленных законодательными нормами форм регулирования природопользования, а также и специальных ограничений в целях обеспечения публичных интересов или интересов граждан. Кроме того, рассуждая о возможности реализации права на равный доступ к природным ресурсам, следует иметь в виду, что таковое не подразумевает автоматической возможности любого лица получить любой природный объект в пользование: такой принцип регулирования общественных отношений, как принцип абсолютной общедоступности всех природных ресурсов <24>, в нормах действующего законодательства не содержится <25>, а режим использования природных объектов воплощен в содержании понятия "право природопользования" (в частности, общего и специального). Право природопользования, таким образом, может быть рассмотрено и в качестве самостоятельного права соответствующих субъектов на доступ к природным ресурсам и в качестве одного из механизмов реализации права на доступ к таковым.
--------------------------------
<18> Васильева М.М. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотраслевое обоснование) // Журнал российского права. 2012. N 3. С. 7.
<19> Никишин В.В. Доступ к природным ресурсам. С. 60.
<20> Ергобек Ш. Экологические права человека и право иностранных инвестиций // Соотношение права иностранных инвестиций и экологического права: Сб. статей / Под ред. А. Алиева, С. Крупко, А. Трунка. М.: Норма, 2012. С. 54.
<21> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
<22> Тихомиров М.Ю. Основные новеллы лесного закона // Право и экономика. 2007. N 2. С. 10.
<23> Васильева М.М. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотраслевое обоснование). С. 7.
<24> При этом, разумеется, высказываются и другие мнения. Так, существует тезис об "общедоступности лесов" для граждан (см.: Петрунин В.В. Усиление мер ответственности за нарушение норм лесного законодательства // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2008. N 11. С. 42 - 47).
<25> См.: Тихомиров М.Ю. Указ. соч. С. 10 - 11; Васильева М.М. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотраслевое обоснование). С. 8.

Исходя из вышесказанного содержание понятия "право на доступ к природным ресурсам" шире по своему содержанию, чем содержание понятия "право природопользования" <26>, это право может осуществляться надлежащими субъектами свободно в одних случаях и требовать специального юридического оформления - в других.
--------------------------------
<26> Васильева М.И. Право граждан на доступ к природным ресурсам (проблемы реализации) // Журнал российского права. 2012. N 8. С. 41 - 42.

Правовой механизм, призванный обеспечить реализацию права общего лесопользования, содержится в нормах лесного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ <27> (далее - ЛК РФ) граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Интересно, что указанное право в научных исследованиях рассматривается вариативно: как право общего лесопользования <28>; в качестве лесного сервитута (права ограниченного пользования чужими лесными участками) <29>; в ряде случаев - как право рекреационного природопользования, т.е. составного элемента комплексного права на благоприятную окружающую среду <30>; или даже как ограничение права собственности в пользу всех лиц <31>. Отмечается личный потребительский интерес права общего лесопользования, а также подчеркивается наличие признака свободы природопользования при его реализации <32>.
--------------------------------
<27> Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // Российская газета. 8 декабря 2006 г.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья М.И. Васильевой "Пребывание граждан в лесах (свобода и ограничения)" включена в информационный банк согласно публикации - "Экологическое право", 2012, N 1.
<28> Васильева М.И. Пребывание граждан в лесах // Аграрное и земельное право. 2007. N 9. С. 111, 116.
<29> См.: Малеина М.Н. Публичный лесной сервитут // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 6. С. 30 - 31; Она же. Публичные сервитуты // Законодательство. 2004. N 4. С. 8; Быковский В.К. Лесные сервитуты в новом Лесном кодексе РФ // Юрист. 2007. N 2. С. 51 - 52.
<30> Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, Ю.Г. Жариков и др.; под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2010. С. 27.
<31> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Вступ. ст. Е.А. Суханова. М.: Спарк, 1995. С. 176.
<32> Васильева М.И. Право граждан на доступ к природным ресурсам (проблемы реализации). С. 41 - 42.

Право общего лесопользования по своему содержанию вполне коррелирует с положениями ч. 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ <33>, предоставляющей гражданам право свободно, без каких-либо разрешений, находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Только в ряде исключительных случаев пребывание граждан в лесах может быть запрещено или ограничено - например положениями, содержащимися в п. п. 4 и 5 ст. 11 и ст. 53.5 ЛК РФ. Основания ограничения пребывания граждан в лесах вытекают или из специфики правового режима земель, на которых расположены леса, или же из необходимости обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, а также обеспечения безопасности граждан при выполнении работ, а запрещение пребывания граждан в лесах допускается по критерию категориальной принадлежности земель, на которых расположены леса (например, земли обороны и безопасности или земли особо охраняемых природных территорий) <34>.
--------------------------------
<33> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. 8 декабря 1994 г.
<34> Васильева М.И. Пребывание граждан в лесах (свобода и ограничения) // Экологическое право. 2012. N 1. С. 22.

При реализации права общего лесопользования, согласно ч. 2 ст. 11 ЛК РФ, на граждан возлагается обязанность соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами, не допускать поломки, порубки деревьев и кустарников, засорения и загрязнения лесов <35>. Данная обязанность основана в значительной степени на обязанности сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам, установленной нормой ст. 58 Конституции РФ. При этом содержание такой обязанности включает в себя как правовую, так и морально-этическую составляющие <36>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.
<35> См.: Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристъ, 2004. С. 164; Тихомиров М.Ю. Указ. соч. С. 7 - 8.
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.
<36> Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристъ, 2004. С. 140.

Весьма важным и распространенным видом права лесопользования является специальное лесопользование, которое, согласно ст. 9 ЛК РФ, связано с удовлетворением экономических интересов и более значительным воздействием на окружающую среду, оно нуждается в юридическом оформлении - это касается в первую очередь оформления права пользования лесными участками. Лесные участки используются на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитуте), праве аренды лесных участков, а также на праве безвозмездного срочного пользования лесными участками. Названные права возникают, реализуются и прекращаются по основаниям и в порядке, которые установлены лесным, гражданским и земельным законодательством, и предусматривают соответствующие права и обязанности для лиц, осуществляющих лесопользование.
Цели и виды использования лесов определяются в ст. 25 ЛК РФ, а ограничения использования лесов - в ст. 27 ЛК РФ. При этом право специального лесопользования может быть связано не только с использованием лесных участков, но с использованием расположенных на них лесных насаждений - деревьев, кустарников и лиан (п. 1 ст. 16 ЛК РФ) <37>, чаще всего, впрочем, принимаемых законодателем во внимание как полезное (или даже вторичное) свойство земельного участка, отнесенного к соответствующей категории земель <38>. Таким образом, использование лесов (согласно ч. 1 ст. 24 ЛК РФ) может осуществляться как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков. Так, без предоставления в пользование лесного участка осуществляется заготовка древесины по договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Названный договор обладает определенными специфическими признаками, которые позволяют обрисовать его как совершенно уникальный правовой механизм <39>, характеризующийся значительным удельным весом публично-правового регулирования <40>, - он может быть рассмотрен как надлежащим образом урегулированная нормой права форма доступа к лесным насаждениям, расположенным на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности; как форма осуществления права природопользования, а именно право пользования лесами без предоставления лесного участка в пользование; как вид специального лесопользования, но не вид использования лесного участка <41>.
--------------------------------
<37> К сожалению, данное определение лесных насаждений не учитывает того, что в состав лесного фитоценоза входят древостой, подрост, подлесок и живой напочвенный покров (см.: Приказ Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. N 203. ОСТ-56-108-98. Лесоводство. Термины и определения. М.: ВНИЦлесресурс, 1999). Кроме того, важно, что для более объективной дифференциации деревьев в теоретических исследованиях и на практике для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов используют таксационные показатели. В настоящее время таксация лесов в Российской Федерации проводится методом классов возраста (ст. 61 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" // Российская газета. 5 августа 2012 г.).
<38> Ряд исследователей отмечают тенденцию постепенной замены понятия "лес" на "лесной участок" (см.: Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы. М.: Норма; Инфра-М, 2014. С. 274). Кроме того, можно заметить, что такое положение в целом отвечает смыслу и содержанию п. 2 ст. 261 ГК РФ, в соответствии с которым, если иное не установлено законом, то право собственности на земельный участок распространяется и на находящиеся на нем растения (которые согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ не рассматриваются как объекты недвижимости). А сообразно ст. 7 ЛК РФ лесной участок, по сути, является земельным участком, в отношении которого устанавливается особый правовой режим и осуществляется лесоустройство.
<39> См.: Пуряева А.Ю., Пуряев А.С. Лесное право. М.: Деловой двор, 2009. С. 79.
<40> Козлов Д.В. Совокупный (комплексный) правовой режим лесных участков: Монография // СПС "ГАРАНТ", 2013.
<41> См.: пункт 3 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 1 августа 2011 г. N 337 "Об утверждении Правил заготовки древесины" // Российская газета. 20 января 2012 г.

Кроме того, согласно ст. 6 ЛК РФ леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. Это порождает необходимость формирования для них специального правового режима (использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются) и предопределяет особенности реализации права лесопользования.
Таким образом, исследование понятия "право лесопользования" требует применения междисциплинарного и экосистемного подходов для наиболее точного определения его содержания и значения как особого вида права природопользования. Многозначность и многоаспектность содержания термина "право природопользования" и специфика правового режима использования лесов способствуют формированию уникальной правовой категории "право лесопользования", которая призвана обеспечить удовлетворение запросов индивидов и государства в рамках многоцелевого, неистощительного и жизнеобеспечивающего режима использования лесов.

Библиография

1. Боголюбов С.А. Экологический потенциал Конституции // Журнал российского права. 2013. N 10. С. 5 - 13.
2. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высш. юрид. учеб. заведений. М.: Юристъ, 1998. 688 с.
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.
3. Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристъ, 2004. 670 с.
4. Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009. 220 с.
5. Быковский В.К. Лесные сервитуты в новом Лесном кодексе РФ // Юрист. 2007. N 2. С. 51 - 52.
6. Васильева М.М. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотраслевое обоснование) // Журнал российского права. 2012. N 3. С. 5 - 14.
7. Васильева М.И. Право граждан на доступ к природным ресурсам (проблемы реализации) // Журнал российского права. 2012. N 8. С. 41 - 49.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья М.И. Васильевой "Пребывание граждан в лесах (свобода и ограничения)" включена в информационный банк согласно публикации - "Экологическое право", 2012, N 1.
8. Васильева М.И. Пребывание граждан в лесах // Аграрное и земельное право. 2007. N 9. С. 111 - 119.
9. Васильева М.И. Пребывание граждан в лесах (свобода и ограничения) // Экологическое право. 2012. N 1. С. 20 - 25.
10. Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов. М.: Городец, 2008. 429 с.
11 Горбовой В.Ф. Лесное право. Свердловск, 1977. 48 с.
12. Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник. М.: Эксмо, 2005. 768 с.
13. Ергобек Ш. Экологические права человека и право иностранных инвестиций // Соотношение права иностранных инвестиций и экологического права: Сборник статей / Под ред. А. Алиева, С. Крупко, А. Трунка. М.: Норма, 2012. 272 с.
14. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. 2-е изд. М.: Юристъ, 1996. 624 с.
15. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, Ю.Г. Жариков и др.; под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2010. 400 с.
16. Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы. М.: Норма; Инфра-М, 2014. 400 с.
17. Малеина М.Н. Публичный лесной сервитут // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 6. С. 30 - 37.
18. Малеина М.Н. Публичные сервитуты // Законодательство. 2004. N 4. С. 8 - 16.
19. Никишин В.В. Доступ к природным ресурсам: концепции правового регулирования // Петербургский юрист. 2014. N 3. С. 56 - 63.
20. Никишин В.В. О выборе надлежащего способа защиты прав природопользователей // Экологическое право. 2014. N 1. С. 17 - 21.
21. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1995. 557 с.
22. Петрунин В.В. Усиление мер ответственности за нарушение норм лесного законодательства // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2008. N 11. С. 42 - 47.
23. Пуряева А.Ю., Пуряев А.С. Лесное право. М.: Деловой двор, 2009. 406 с.
24. Тихомиров М.Ю. Основные новеллы лесного закона // Право и экономика. 2007. N 2. С. 4 - 13.
25. Чураков Д. Новеллы в регулировании лесопользования // Законность. 2007. N 8. С. 41 - 43.
26. Яковлева Т.А. Объективные и субъективные признаки административных правонарушений в области лесопользования // Административное право и процесс. 2013. N 8. С. 29 - 32.

References (transliteration)

1. Bogolyubov S.A. Ehkologicheskij potencial Konstitucii // Zhurnal rossijskogo prava. 2013. N 10. S. 5 - 13.
2. Brinchuk M.M. Ehkologicheskoe pravo (pravo okruzhayushchej sredy): Uchebnik dlya vyssh. yurid. ucheb. zavedenij. M.: Yurist", 1998. 688 s.
3. Brinchuk M.M. Ehkologicheskoe pravo. M.: Yurist", 2004. 670 s.
4. Bykovskij V.K. Ispol'zovanie lesov v Rossijskoj Federacii: pravovoe regulirovanie. M.: Volters Kluver, 2009. 220 s.
5. Bykovskij V.K. Lesnye servituty v novom Lesnom kodekse RF // Yurist. 2007. N 2. S. 51 - 52.
6. Vasil'eva M.M. Pravo grazhdan na dostup k prirodnym resursam (obshcheteoreticheskoe i mezhotraslevoe obosnovanie) // Zhurnal rossijskogo prava. 2012. N 3. S. 5 - 14.
7. Vasil'eva M.I. Pravo grazhdan na dostup k prirodnym resursam (problemy realizacii) // Zhurnal rossijskogo prava. 2012. N 8. S. 41 - 49.
8. Vasil'eva M.I. Prebyvanie grazhdan v lesah // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2007. N 9. S. 111 - 119.
9. Vasil'eva M.I. Prebyvanie grazhdan v lesah (svoboda i ogranicheniya) // Ehkologicheskoe pravo. 2012. N 1. S. 20 - 25.
10. Golichenkov A.K. Ehkologicheskoe pravo Rossii: Slovar' yuridicheskih terminov. M.: Gorodec, 2008. 429 s.
11. Gorbovoj V.F. Lesnoe pravo. Sverdlovsk, 1977. 48 s.
12. Dubovik O.L., Kremer L., Lyubbe-Volff G. Ehkologicheskoe pravo: Uchebnik. M.: Ehksmo, 2005. 768 s.
13. Ergobek Sh. Ehkologicheskie prava cheloveka i pravo inostrannyh investicij // Sootnoshenie prava inostrannyh investicij i ehkologicheskogo prava: Sbornik statej / Pod red. A. Alieva, S. Krupko, A. Trunka. M.: Norma, 2012. 272 s.
14. Erofeev B.V. Ehkologicheskoe pravo Rossii: Uchebnik. 2-e izd. M.: Yurist", 1996. 624 s.
15. Kommentarij k Lesnomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) / S.A. Bogolyubov, M.I. Vasil'eva, Yu.G. Zharikov i dr.; pod red. S.A. Bogolyubova. M.: Prospekt, 2010. 400 s.
16. Krassov O.I. Pravo sobstvennosti na zemlyu v stanah Evropy. M.: Norma; Infra-M, 2014. 400 s.
17. Maleina M.N. Publichnyj lesnoj servitut // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2011. N 6. S. 30 - 37.
18. Maleina M.N. Publichnye servituty // Zakonodatel'stvo. 2004. N 4. S. 8 - 16.
19. Nikishin V.V. Dostup k prirodnym resursam: koncepcii pravovogo regulirovaniya // Peterburgskij yurist. 2014. N 3. S. 56 - 63.
20. Nikishin V.V. O vybore nadlezhashchego sposoba zashchity prav prirodopol'zovatelej // Ehkologicheskoe pravo. 2014. N 1. S. 17 - 21.
21. Petrov V.V. Ehkologicheskoe pravo Rossii: Uchebnik dlya vuzov. M.: Bek, 1995. 557 s.
22. Petrunin V.V. Usilenie mer otvetstvennosti za narushenie norm lesnogo zakonodatel'stva // Finansovye i buhgalterskie konsul'tacii. 2008. N 11. S. 42 - 47.
23. Puryaeva A.Yu., Puryaev A.S. Lesnoe pravo. M.: Delovoj dvor, 2009. 406 s.
24. Tihomirov M.Yu. Osnovnye novelly lesnogo zakona // Pravo i ehkonomika. 2007. N 2. S. 4 - 13.
25. Churakov D. Novelly v regulirovanii lesopol'zovaniya // Zakonnost'. 2007. N 8. S. 41 - 43.
26. Yakovleva T.A. Ob"ektivnye i sub"ektivnye priznaki administrativnyh pravonarushenij v oblasti lesopol'zovaniya // Administrativnoe pravo i process. 2013. N 8. S. 29 - 32.


------------------------------------------------------------------


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Понятие, виды и принципы права природопользования

Природопользование есть фактическое использование человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей природной среды. Статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» дает следующее определение: использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений по  использованию ресурсов и объектов природной среды.
Использование человечеством природных ресурсов осуществляется в двух формах: общее природопользование и специальное природопользование. Общее природопользование осуществляется физическими лицами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих и существующих с момента рождения. Специальное природопользование реализуется в процессе экономической деятельности и связано со  значительным воздействием на окружающую среду.
Право общего природопользования, как и право на благоприятную окружающую среду принадлежит человеку от рождения. Реализация права общего природопользования является осуществлением многих процессов жизнедеятельности человека: когда человек дышит, любуется красотами природы, собирает цветы, ягоды, удит рыбу, он одновременно реализует свое право на благоприятную окружающую среду и право на общее природопользование.  Общее природопользование реализуется без получения соответствующего разрешения, без закрепления природных ресурсов за пользователями, бесплатно.
В.В. Петров полагал, что право общего природопользования возникает без каких-либо особых нормативных установлений и осуществляется человеком независимо от его право, - дееспособности.[1] М.М. Бринчук напротив, считает, что право общего природопользования возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов.[2]
Субъектами общего природопользования признаются только физические лица, оно осуществляется для удовлетворения собственных потребностей. Общее природопользование не причиняет существенного ущерба окружающей среде и осуществляется без получения разрешений, без закрепления природных ресурсов за пользователями, безвозмездно.
Человек преобразовывает в невиданных масштабах окружающую природную среду. Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды являются важной проблемой, влияющей на благосостояние народов, состояние экологической безопасности и экономическое развитие страны.
Право пользования природными ресурсами - это основанная на законе возможность эксплуатации природных ресурсов, извлечения их полезных свойств пользователем. Природопользователь получает от субъекта -собственника права пользования природными ресурсами (участка природных ресурсов) на определенный срок и на условиях, установленных в лицензии или в договоре.
Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения и пользования предоставленным в пользование природным ресурсом.
Право природопользования классифицируется на виды по нескольким основаниям. В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования, выделяются землепользование, водопользование, лесопользование, недропользование, пользование животным миром и др.
 По порядку и условиям пользования различаются право общего и специального природопользования. Право общего природопользования - это гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой. Право специального природопользования означает возможность использовать в установленном законом порядке и на основе специального юридического документа (государственного акта, разрешения и др.) определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества. Оно,
как правило, является платным.
В качестве примеров права специального природопользования можно привести предоставление земельного участка для строительства жилого дома, использование леса для заготовки древесины, водного объекта - для сброса или забора воды, животного мира - для отстрела диких зверей и птиц.
Основной считается правовая классификация видов специального природопользования по целевому назначению.  Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей. В зависимости от вида используемого природного объекта выделяют: право землепользования,право водопользования,право недропользования,право лесопользования,право пользования животным миром,право пользования атмосферным воздухом, комплексное природопользование, т.е. пользование несколькими природными объектами.
Каждый из указанных выше видов природопользования можно подразделить на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства. промышленности, энергетики и т.д.;леса – для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, для ведения охотничьего хозяйства, для оздоровительных, научных и иных целей; недра – в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения подземных объектов, захоронения отходов;животный мир – для охоты, рыболовства и т.д. Цели использования природных объектов определены природоресурсным законодательством.
   В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое:с изъятием природного ресурса,без изъятия природного ресурса из природной среды.
   К основным принципам права природопользования относятся:
- рациональное природопользование,
- экосистемный подход к регулированию природопользования,
- целевой характер пользования природными ресурсами,
- устойчивость права пользования природными ресурсами,
- платность специального природопользования.
Принцип рационального природопользования - традиционный принцип природоресурсного права. Рациональным природопользование можно назвать тогда, когда при использовании природных ресурсов соблюдаются экологические требования. Рациональное использование природных ресурсов, в отличие от их охраны, направлено, во-первых, на максимально полное и комплексное использование природного ресурса или его полезных свойств. Неполное, выборочное извлечение ресурса приводит впоследствии к значительным финансовым и трудовым затратам для добычи оставшейся части ресурса, а иногда и к невозможности его извлечения, как, например, при добыче нефти. Неизбежность причинения вреда окружающей среде требует включение в понятие рационального использования минимизации вреда самому природному ресурсу.
Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов Лесной кодекс выделяет защитные леса и особо защитные участки лесов (ст. 102). Так, к защитным лесам относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; ценные леса.
К специальным нормам обеспечения рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
Принцип экосистемного подхода в регулировании  природопользования, которым предопределяется взаимосвязь и взаимообусловленность процессов и явлений в природе связан с принципом рационального использования природных ресурсов.
При использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды.
Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.
Общим для земельного, горного, водного и других природоресурсных отраслей права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании разрешение (лицензии).
Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.
Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Введение платы за использование природных ресурсов направлено на стимулирование рационального природопользования, поддержание благоприятного состояния окружающей среды при использовании природного ресурса и на его восстановление.

2. Субъекты, объекты и содержание права природопользования.

Субъект права природопользования, по мнению М.М. Бринчука, может выступать в двух основных качествах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.
Субъекта права общего природопользования как правило являются граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства. Субъектами права специального природопользования являются, граждане, юридические лица. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие определенные природные ресурсы в пользование. Для того чтобы юридические лица получили право специального природопользования, помимо общей правоспособности (правосубъектности), возникающей с момента государственной регистрации, они должны иметь специальную правоспособность (правосубъектность), возникающую с момента получения соответствующих разрешительных документов (лицензии, договора и т.п.) на использование природного ресурса.
Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями. Права и обязанности природопользователей закреплены в различных нормативных правовых актах. Объем прав и обязанностей, что и составляет содержание права природопользования, зависит от вида природных ресурсов. Так, права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов установлены Водным кодексом РФ (ст. 92), права и обязанности землепользователей определены ст. 40-43 Земельного кодекса РФ, лесопользователейст.ст.
82, 83, 90, 94 Лесного кодекса РФ, пользователей недрами - ст. 22 Закона РФ «О недрах», пользователей объектами животного мира - ст. 40 Федерального закона «О животном мире» .
     Права и обязанности природопользователей можно разделить на две группы:
- общие права и обязанности, присущие всем ресурсопользователям независимо от вида используемого ресурса и;
- права и обязанности, специфичные для отдельных видов природопользования.
Общие права природопользователей:
-    право на использование предоставленного ресурса в соответствии с требованиями природоресурсного законодательства, с соблюдением условий, установленных лицензией или договором;
- право собственности на добытые природные ресурсы, устанавливаемое законом и соглашением о разделе продукции;
-     право на получение информации о состоянии природных объектов, предоставленных в пользование;
- право на пересмотр условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена;
- право возводить на предоставленном участке, здания и сооружения, необходимые для осуществления пользования ресурсом на срок действия лицензии, договора, соглашения.
   Общие обязанности природопользователей:
- соблюдать требования природоресурсного законодательства, лицензии, договора, соглашения;
- не допускать нецелевого использования природных ресурсов;
- вести учет извлекаемых природных ресурсов и их компонентов, наблюдать за природными объектами и представлять указанную информацию в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной природных ресурсов;
- не допускать нарушений законных прав других ресурсопользователей;
 - не допускать нанесения вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью людей в процессе природопользования, осуществлять мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций;
- вносить, в установленном порядке и сроки, платежи за пользование природными ресурсами;
- соблюдать требования антимонопольного законодательства;
- по окончании природопользования приводить природные объекты и соответствующие земельные участки в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Объектом права природопользования признается индивидуально опре­деленная часть природного ресурса (например, земельный участок, водный объект, участок лесного фонда), обособленная физически (путем установле­ния ее границ на местности, «в натуре»), а также юридически (в документе, оформляющем приобретение права природопользования.). Например, объектом права сельскохозяйственного землепользования являются земли, предоставлен­ные для нужд сельского хозяйства.
 Общее содержание права природопользования заключается в правомочиях и обязанностях субъектов этого права по владению и пользованию соответствующими природными ресурсами и объектами природы.Собственник природных ресурсов имеет более широкие правомочия, а именно, право владения, пользования и распоряжения ими, чем пользователь. Природопользователь имеет только право владения и пользования.

4.      Возникновение, изменение и прекращение права природопользования

.
Право природопользования является производным от права собственности. Только владея природными ресурсами на праве собственности или праве пользования можно использовать их с целью извлечения из них полезных свойств. Право владения для субъектов природопользования природными ресурсами, которые находятся в собственности государства или других лиц, возникает в результате заключения соглашения между государством или другими собственниками и будущими природопользователями (предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами) о передаче в пользование или в аренду.
Как правило, для возникновения права природопользования требуется наличие юридического состава, т. е. совокупности нескольких юридических фактов:1. решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование. Такое решение может приниматься Правительством РФ, исполнительным органом субъекта РФ либо их совместным решением или органа местного самоуправления.
2.лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования водным объектом, участком недр, объектами животного мира, права комплексного природопользования.
  3. договор на пользование природными ресурсами. Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров: лесное законодательство - договоры аренд; законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции, водное законодательство – договоры краткосрочного и долгосрочного пользования,  аренды, договор частного водного сервитута; земельное законодательство – договор аренды и временного пользования. Заключаются эти договоры с федеральными или региональными государственными исполнительными органами или органами местного самоуправления.
   В случае возникновения спора о заключении договора или его условиях заинтересованные лица могут обратиться в суд, тогда основанием возникновения права природопользования может быть судебное решение.
Основаниями прекращения права природопользования являются:
отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;
истечение срока природопользования;
смерть гражданина или прекращение деятельности юридического лица;
неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством срока;
использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре;
нарушение условий и требований, установленных лицензией. договором и законодательством;
изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.
Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения права природопользования.
Так, право водопользования прекращается вследствие естественного или искусственного исчезновения водного объекта (ст. 60 Водного кодекса РФ).
Общими основаниями принудительного прекращения права пользования природными ресурсами являются:
- изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд;
- использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением;
- нарушение правил рационального использования или охраны природного ресурса. Это могут быть нарушения условий лицензии или договора на право пользования природным объектом, неосвоение его в течение определенного срока, невыполнение экологических требований в процессе хозяйственного использования природного объекта, систематическое невнесение платежей за природопользование и др.
В последних двух случаях прекращение права природопользования применяется в качестве санкции за нарушения законодательства об использовании и охране окружающей природной среды. При этом принудительное изъятие природного объекта не освобождает виновное лицо от юридической ответственности за совершенное правонарушение

Комментарии

  1. Здравствуйте, Наида Шамильевна. А какую тему готовить 6 группе? Мы еще не прошли право собственности на природные ресурсы.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий